Newmont уйдет с узбекского рынка - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Newmont уйдет с узбекского рынка

Newmont уйдет с узбекского рынка

Часть вторая

  • 21 Августа 2006
  • 2238
Фото - Caravan.kz

Не остались в стороне от острого сюжета с узбекским золотом и иностранные спецы. Так, например, аналитик Deutsche UFG Ольга Окунева объясняет намерения совладельцев «Интерроса» так: Потанин с Прохоровым ищут более доходные проекты для приложения средств, образовавшихся в результате buy-back акций «Норникеля» и полученных дивидендов.
Это и понятно: ведь выручили совладельцы порядка 1 миллиарда долларов на продажах акций, а американский актив обойдётся им куда дешевле. По примерным оценкам начальника аналитического отдела «PRADO Банкир и Консультант» Дмитрия Баранова, блокпакет «Заравшан-Ньюмонт» вряд ли обойдётся российскому холдингу дороже 100 миллиона долларов.
Здесь нельзя не уловить взаимосвязи между судебным процессом, затеянным в Узбекистане, и ценой блокпакета «Зарафшан-Ньюмонт». Низкую цену как раз и можно объяснить тем, что в марте 2006 года Узбекистан заявил о намерении пересмотреть льготные условия налогообложения для СП «Зарафшан-Ньюмонт» в связи с ростом мировых цен на золото.
И совсем кстати организация «Общество защиты прав и свобод Узбекистана» обвинила СП в нанесении вреда окружающей среде на 1 миллиард долларов из-за Newmont, которая, по мнению организации, использовала вредные жидкие цианиды в работе СП.
Но, как и в любом непростом деле здесь имеется две сложности. С одной стороны, «Интерросу» легче бороться за пакет акций американской компании, с другой стороны, к игре на опережение подключились и другие игроки.
Российское ОАО «Техснабэкспорт» и Навоийский ГМК намерены вместе разрабатывать урановые месторождения в Узбекистане. И еще руководитель Федерального агентства по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко заявил о целесообразности воссоздания технологической цепочки ядерного топливного цикла, которая существовала в системе Министерства среднего машиностроения СССР. И еще неизвестно, останется ли в этой цепочке место частному холдингу, коим является «Интеррос».
Ну и самое интересное. На российском внебиржевом рынке говорят, что капитализация «Полюс Золото» доросла до 8 миллиардов долларов, хотя по оценкам корпоративных экспертов она не превышает 4,5 миллиарда долларов. Быть может, российские инвесторы уже закладывают в стоимость компании ее амбициозные планы в Узбекистане?
Для справки: В конце марта 2006 года узбекские власти заявили, что собираются пересмотреть условия налогообложения для СП «Зарафшан-Ньюмонт». До этого СП имело индивидуальную систему налогообложения, предусматривающую почти полное освобождение от уплаты налогов. Недавно представители Newmont были приглашены в узбекский Минфин, где им заявили о том, что с момента создания СП цены на золото выросли более чем в 2,5 раза, поэтому теперь льготное налогообложение ничем не обусловлено.
И еще раз об опасениях «Интерроса» по поводу покупки блокпакета СП «Зарафшан-Ньюмонт». Стоит отметить, что с отменой льгот экономическая целесообразность добычи золота в Узбекистане может снизиться: производственные затраты на добычу унции золота составляют 290 долларов, что является достаточно затратным, несмотря на тенденцию роста цен на золото на мировых биржах.
Но активы и экономическая целесообразность — понятия разные. Активные шаги «Полюса Золото» в Узбекистане имеют под собой крепкие основания.
В России разведанные золоторудные месторождения давно разобраны, и потому сегодня гораздо выгоднее не вкладывать средства в геологоразведку, а покупать активы в Центральной Азии, где они дешевле, по сравнению с российскими, почти вдвое. Что и делает российская компания.
Если вернуться к событиям вокруг «Зарафшан-Ньюмонт» в Узбекистане, то нельзя не отметить последовательность, с которой действуют узбекские власти. Арест на золото и часть активов «Зарафшан-Ньюмонт» наложен сразу после того, как Навоийский областной хозяйственный суд удовлетворил иск налоговых органов на взыскание 48 миллионов долларов неуплаченных налогов за 2002-2005 годы.
Но СП «Зарафшан-Ньюмонт» — это далеко не последний субъект, который практически выдавливается с узбекского рынка золота. По информации агентства «Интерфакс», узбекское правительство лишила британскую компанию Oxus Gold прав на разработку месторождения полиметаллических руд Хандиза на юге страны.
Для справки: Узбекско-британское СП было создано в 2003 году с уставным фондом 11,6 миллиона долларов. Его учредителями выступили британская компания Oxus Resources Corp. (долевое участие 50 процентов), Госкомгеология Узбекистана (40 процентов) и Навоийский горно-металлургический комбинат (10 процентов).
Oxus Resources Corp. принадлежит британской холдинговой компании Oxus Gold, которая работает в области исследований, разработки и добычи драгоценных металлов в Центральной Азии. Она располагает ресурсами золота (по классификации JORC) в размере 5,5 миллиона унций, запасами — 3,3 миллиона унций.
Компании принадлежат доли в трех крупных активах: месторождение золота Амантайтау (центральный Узбекистан), золоторудное месторождение Джеруй (се-веро-центральный Кыргызстан) и через свою дочернюю компанию Мараканд Минералз Лтд., в полиметаллическом месторождении Хандиза (южный Узбекистан).

Судя по всему, право на разработку месторождения Хандиза перейдет местному горно-металлургическому комбинату. А во втором квартале сентября текущего года намечено провести собрание кредиторов в городе Зарафшан, где уход «Зарафшан-Ньюмонт» с узбекского рынка золота будет подтвержден на правовой основе.
Newmont не собирается сдаваться. В руководстве компании витает идея обратиться в международный арбитраж для защиты своих интересов, точнее 50 процентов акций в СП «Зарафшан-Ньюмонт». Но уже сегодня понятно, что такая реакция на действия узбекских властей вряд ли эффективна. Если с независимым расследованием ничего не получилось, то с международным арбитражем, какое бы он не вынес решение, тем более.
Российские компании в лице «Росатома», ОАО «Техснабэкспорт» и частного холдинга «Интеррос», надо думать, лукавят, когда публично заявляют о нерациональности покупки блокпакета акций Newmont в СП «Зарафшан-Ньюмонт».
Для справки: Узбекистан входит в первую десятку государств-производителей золота. Его опережают ЮАР (до 15 процентов мировой добычи), США, Австралия (по 11 процентов), КНР и Россия (по 7-8 процентов), Перу, Канада и Индонезия (6-7 процентов).
На конец июня балансовая стоимость доли Newmont в СП составляла 94 миллиона долларов, а резервы сырья в предприятии, принадлежащие Newmont — 1,7 миллиона тройских унций золота.

Так что российским компаниям, замахнувшимся на узбекский рынок золота, есть где развернуться. Исходя из резервов Newmont, даже скупив блокпакет американской компании.
Нужно четко представлять себе, на каком уровне, и на каких условиях российский бизнес может работать в Узбекистане.
Президент холдинга «Интеррос» Владимир Потанин вовсе не зря просил содействия президента России планам компании в Узбекистане и Казахстане.
Владимиру Путину вполне по силам оказать подобное содействие. Вопрос лишь в том, какими российский лидер обладает рычагами влияния в вышеназванных государствах Центральной Азии.
Легче всего спрогнозировать, что вместо американской Newmont и частично британской Oxus Gold на узбекском рынке золота появятся их российские коллеги. В какой форме, и на каких условиях, покажет время.
Ждать осталось недолго.