Жгучий мороз, дети забыли, когда в школу ходили, а эти кряквы, нарушая все законы природы, вели себя так, будто на улице лето. Проследив место посадки, мы устремились к водоему в центре Астаны.
Почему всполошились кряквы?
Небольшое озерко (оказался отстойник) рядом с бывшим домом престарелых по улице Ташенова покрыто крепким льдом, не замерзли лишь две луночки. Там и гнездились кряквы. Спуститься и накормить их не так-то просто, ноги скользят, можно запросто упасть в воду. Но есть металлический трос, который, говорят, закрепил для удобства сердобольный житель из соседнего дома. Мы нашли и людей, которые подкармливают зимующих птиц.
– Уток с каждым годом все больше: в прошлом году было десятков пять, в этом – не меньше ста, – говорит Николай Васильевич Паршенцев. – Обычно набросаешь хлеба, и они сразу приплывают. А вот последний раз вижу, их как будто кто-то напугал, они активно начали от нас улетать. За зиму утки несут потери. В прошлом году я дважды замечал перья на снегу. Думаю, вороны их склевали. Они, знаете, гуляют среди них, а сами присматривают себе жертву. Чуть уточка ослабла, они безжалостно ее уничтожают. Бывает, и люди на них покушаются, сачками да приманками пытаются поймать. Чтобы всех накормить, много хлеба надо. Двух буханок хватит лишь для 7–8 крякв, а их больше ста. Я разговаривал с одним кормильцем, так он собирает хлеб по помойкам. Повесил там такие мешочки, написал, чтобы хлеб туда бросали, собирает его и кормит птиц.
Будет корм – выживут
Почему же утки не улетают в жаркие страны?
– Думаю, что они лодыри, – считает Николай Васильевич. – Об этом говорит увеличение численности: родители не улетают и детей не пускают, не готовят к перелету. Сначала их можно увидеть на берегу Ишима, выше по течению. А как река подмерзает, летят сюда на зимовку. Еще летают на Гребной канал, чтобы подкормиться в проточной воде. Когда они сытые, то веселятся, играют, ныряют, но сейчас морозы, их надо усиленно кормить.
А вот как прокомментировал этот зимний сюжет столичный орнитолог Александр Пивоваров:
– Птицы, если есть корм и примитивное укрытие, остаются здесь. Это мне известно еще по Целинограду. В районе мясокомбината зимовали грачи и даже скворцы. Они быстро сообразили, что можно питаться отходами производства, которые выбрасывались прямо на улицу. Я нашел и укрытие, где прятались скворцы, – заброшенную котельную… Остаются подранки, у которых нет сил на дальний перелет, и птицы из поздних выводков. Птенцы не успевают накачать мышцы и набрать необходимый для перелета жир.
Есть еще одна причина этого явления, но она больше характерна для лебедей. В их корме много глистов, и часто молодняк настолько сильно заражен, что развивается медленно и не в состоянии далеко улететь. А утки спокойно перезимуют, если будет корм. Но без помощи людей им будет трудно.
Астана