Невидимая угроза - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Невидимая угроза

Невидимая угроза

Сегодня человечество стоит перед угрозой массовых вирусных эпидемий. Вирус как вид был создан природой за миллионы лет до появления людского племени, и с каждым годом он атакует "гомо сапиенса" все новыми и новыми болезнями.

  • 2 Апреля 2008
  • 1146
Фото - Caravan.kz

Птичий грипп, СПИД, новые смертельные формы уже «окончательно побежденной оспы» и десятки других хворей угрожают сегодня всем и каждому. Недаром в любом национальном Календаре обязательных прививок вакцинация именно против вирусных заболеваний занимает ведущее место.
Виталий Иванович Кремер, сегодня пенсионер, в свое время был награжден почетным знаком ВОЗ за противоэпидемическую работу в странах Африки. Всю жизнь он проработал врачом — вирусологом, участвовал в международных экспедициях, в 70-х годах прошлого века гасил эпидемии в Поволжье, Приморье, Казахстане, Таджикистане… О вирусах он знает очень много, они — его «хорошие знакомые».
— Вирусы — это целый мир, невидимый человеку, — рассказывает он. — Существует огромное разнообразие их видов — иридовирусы, герпесвсирусы, аренавирусы, лентивирусы… И очень многие из них опасны для человека. Заразиться можно самыми разными способами: через воду, насекомых, половым, воздушно-капельным путем. Сейчас люди лучше всего знают о вирусах по СПИДу и гриппу. Но есть и другие, не менее опасные вирусы, которые только и ждут, чтобы наброситься на человека. Мы в Казахстане живем в сравнительно благополучных санитарных и гигиенических условиях. Но стоит их нарушить — и болезни не замедлят прийти.
Кремер вспоминает, как они в середине прошлого века, по линии Красного Креста ликвидировали эпидемию лихорадки Марбурга в Конго.
— Условия в африканской саванне были ужасающие — жара, отсутствие воды, чрезвычайная скученность населения в деревнях, которые жили вместе со своим домашним скотом, да и к тому же — новый, дотоле неизвестный вирус. Люди просто валились с ног, с высокой температурой, с красными глазами, лихорадкой, с изъеденными язвами ртом… Врачи работали сутками, поддерживая больных разными терапевтическими средствами, но на известные антибиотики болезнь не реагировала. Смертность была высочайшая — до восьмидесяти процентов, в основном — от обезвоживания организма. Заболели и умерли тогда и несколько наших врачей. Мы смогли только локализовать болезнь, но уже через год она внезапно появилась в Германии… И только через два года удалось создать надежную вакцину от этого вируса.
Но Марбург — это все-таки, к счастью, для нас пока «экзотика». Но ведь даже известные издавна, «привычные» нам вирусы могут стать смертельно опасными. В середине шестидесятых годов в США разразилась эпидемия краснухи, которая приобрела катастрофические размеры. С 1963 по1965 год краснухой переболело почти два миллиона человек (в том числе пятьдесят тысяч беременных женщин, что привело к рождению около двадцати тысяч детей с врожденными уродствами.
О том, как ведут себя болезнетворные вирусы, мы знаем уже немало благодаря успехам, которых достигла за последние двадцать лет молекулярная биология. Вирусы можно рассматривать как промежуточную форму между живой и неживой материей — у них нет обмена веществ, но они агрессивно паразитируют на геноме «хозяина».
Болезнетворным вирусам после вторжения в организм требуется какое-то время, на «мобилизацию», чтобы начать атаку, то есть — вызвать болезнь. Это время (инкубационный период) составляет обычно несколько дней или недель. Но существует особая группа вирусов, использующая стратегию иного рода. Такие вирусы начинают внедряться постепенно и скрытно, так что начало иммунного коллапса задерживается на целые годы; когда же коллапс, наконец, наступает, он уже необратим и неизлечим.
Благодаря столь продолжительной фазе скрытого, латентного развития такие вирусы — лентивирусы ( «lente» по латыни означает «медленно») — в наивысшей точки своей агрессии могут вести даже к стопроцентной смертности хозяев. А прежде чем хозяин погибнет, он успеет заразить немало здоровых особей, что и обеспечит выживание вируса.
— Вирусы встраиваются в генные структуры человеческой клетки и заставляют их работать «на себя», — рассказывает В. Кремер. — И в этом их коварство: иммунная система организма часто не может их распознать и уничтожить. Заранее сделанные прививки могут сформировать такой избирательный противовирусный «иммунный ответ». Но если их нет — бывает, что и «детская» болезнь приводит к трагическим результатам…
Взять обыкновенную детскую хворь, свинку, по-научному — эпидемический паротит. Это острое инфекционное заболевание, вызываемое фильтрующимся вирусом. При нем поражаются обычно большие слюнные железы. Прививка в детстве избавляет обычно человека от этой напасти на всю жизнь, да и дети переносят эту болезнь сравнительно легко. Однако если заболеть ею в зрелом возрасте — паротит протекает очень тяжело, вплоть до летального исхода и различных осложнений. Автор сам был свидетелем такого случая, когда взрослый человек чуть не погиб, попал в реанимацию и потом несколько лет боролся с последствиями этой, вроде бы «безобидной», болезни…
Другой случай можно было назвать почти по Чехову: «драма на охоте». Группа молодых людей поехали пострелять уток — обычное дело. Время было жаркое, и в охотничьем азарте было, как водится, недосуг подумать о санитарии — воду пили прямо из озерца, вода которого казалась вполне чистой и прозрачной. Трое из пяти, вернувшись домой, свалились в жестокой горячке. В воде озера оказался целый «коктейль» из кишечных энтеровирусов и один из незадачливых охотников заполучил серозный менингит (ужасающие головные боли, температура под сорок градусов, судороги, сердечные боли), а второго еле спасли от миелита (это как полиомиелит, но легче), однако он практически остался инвалидом — головокружения, сердечная болезнь преследуют его до сих пор…
Многие ученые считают, что от вирусных атак человечество не найдет эффективных средств никогда, поскольку они имеют свойство быстро мутировать и создавать свои новые, измененные формы. Вся надежда — на крепость иммунной защиты организма, на мудрость Природы и на везение.
Здесь в дело вступают уже законы не медицины, а природной эволюции, в которой часто побеждает не самый «умный», а самый приспособленный.
А в этом отношении человеку «состязаться» с вирусами трудно — они существуют уже миллиарды лет, тогда как человек, на часах эволюции — всего мгновенье…
Можно только надеяться, что в схватке человечества и вирусов у первого есть хоть какой-то шанс…

Рисунок с сайта http://immunologia.ru