Усиленно муссируются в СМИ. «Обсасываются» и «раскладываются по полочкам» на конференциях и съездах.
Спору нет — очень важно для страны обладать своими специалистами во всех сферах, не привлекая их со стороны. Однако не так просто учиться в наше время.
Не берем в расчет оплату. Забудем о преподавательском корпусе.
Обратимся к простой вещи, самой элементарной, коль речь зашла об учебе — к книгам. Не секрет, что библиотеки даже самые крупные — недоукомплектованы процентов этак на 70. В их книгохранилищах почти нет современных или переизданных пособий. И даже, если нужная книга имеется в фонде той иной библиотеки, возьмем, к примеру, хотя бы Национальную в Алматы, — за ней в течение дня выстраивается целая очередь. Ведь студентов много, а предметы в вузах, за исключением профориентирующих, практически одни и те же…
Так начинаются хождения по мукам. Сидеть и поджидать сутками, когда книга освободится — нереально и нецелесообразно. Можно купить? Можно. С этим — почти нет проблем, рынок сейчас большой и постоянно пополняющийся, но сколько стоит одна книга? От 1000 тенге и выше. А сколько книг надо, чтобы подготовиться всего на одну тему? Минимум 4-5. А тем …вот тут счет начинает зашкаливать за десятки.
Откуда студенту брать по сто долларов в месяц на учебные пособия? Да еще на те, которые ему никогда больше не пригодятся после сдачи зачетов и экзаменов?
Иные радеющие преподаватели готовят ксерокопии. Дают пользоваться студентам, но это как при царе горохе или в эпоху всеобуча и рабфаков — один учебник на группу, кто-то не успел, кто-то потерял…
А еще есть Интернет. В котором, слава богу технического прогресса, бывают и нужные шпаргалки и даже целиком какие-то книги, выложенные добрыми людьми.
Но их надо: а) искать, б) скачивать, в) хранить где-то, имея возможность в любое время обратиться к нужному файлу.
То есть — как минимум покупать компьютер и доступ в Интернет, что в совокупности — тоже не дешево.
Конечно, многие выкручиваются, как могут. Иногородние — просят местных, с «домашними» компьютерами, местные «безкомпьютерные» идут на поклон к ним же или к тем, кто по роду своей деятельности на работе пользуется услугами Интернета.
Что в итоге? Куча потерянного времени, сил и нервов.
А главный вопрос: что ж это за учеба такая? Какого она качества? И сколько рвения и желания остается у будущих профессионалов на то, чтобы если не грызть, то хотя бы лизать гранит науки?