Аулы “зимников”
В 1990-е годы население из сел бывшей Семипалатинской области хлынуло в город. Не останавливается этот поток и сегодня. Не имея больших средств, сельчане вынуждены приобретать и переоборудовать под жилье дачные строения. Сейчас в дачных массивах Семея жизнь бурлит без перерыва круглогодично. Фактически садоводческие товарищества превратились в настоящие аулы. Но для “зимников” (как называют в Семее постоянно живущих на дачах) в садоводческих товариществах нет ни школ, ни больниц. Добавьте сюда проблемы с энергоснабжением, транспортом, дорогами, отсутствием полноценных коммуникаций, чтобы получить портрет дачной жизни по-семейски.
Дачные массивы давно были объектом грабежей и краж. Растаскивают по кирпичику целые дома, выносят незамысловатую мебель и домашнюю утварь, снимают урожай. С заселением дачных массивов сельскими переселенцами ситуация безнаказанного воровства перестала быть сезонной. Дошло до того, что сегодня в городе нет ни одного (!) дачника, у которого ни разу ничего не пропало. Поэтому садоводы массово бросают свои дачи.
– Моя семья 30 лет владела участком в массиве “Восточный береговой”, – говорит бывший дачник Тахир ФАЙЗУЛЛИН. – Но в последние годы все соседние участки заселили “зимники”, и для нас начался кошмар. Крали все подряд – ягоды и лопаты, лейки и шланги, выкапывали картофель, даже сняли ставни с окон. Я сам высадил новым соседям клубнику, чтобы не воровали нашу, но они за ней не ухаживали – зачем, если на нашем участке все готовое?! Я устал ходить с заявлениями к участковому. В итоге вывез с дачного участка все, что можно, разобрал домик и бросил участок.
Сам себе электрик и дорожник
Еще два десятилетия назад в Семипалатинске было 40 тысяч дачных участков. Сегодня их – чуть более 15 тысяч. Перестали существовать дачные массивы “Крупская”, “Знаменка”, “Пожарная Согра”, “Птичник”, “Контейнерная”, “Водный”. В десять раз сократилось количество дач на “Орленке”. Но и этим оставшимся власти мало чем помогают.
Годами не решается вопрос с энергоснабжением. В “Орленке” люди сами купили трансформатор и столбы. В массивах “Восточный левый”, “Восточный правый” и “Восточный береговой” “зимники” устраивали массовые акции, перекрывали автотрассу, требуя решить вопрос с электричеством. Город выделил деньги на энергоснабжение одного массива, в остальных зимой дети по-прежнему делают уроки при свечах.
В массиве “Солнечная долина” так устали ждать обещанного ремонта дачной дороги, что, сложившись, сами этим летом провели ямочный ремонт!
Тыква для Золушки
Владельцы участков дачного массива “Орленок” черной завистью завидуют сказочной Золушке, способной перемещаться на тыкве. Семейские дачники и тыквы, и прочие овощи-фрукты вывозят сами, причем со слезами. Этот массив – самый отдаленный от черты города. Запутанными путями он оказался в подчинении Бескарагайского района, что позволило чиновникам Семея откреститься от “Орленка”, а транспортникам открыто наживаться на садоводах. Если на всех городских маршрутах стоимость проезда составляет 60 тенге, то поездка на “Орленок” – 150. При этом автобусы ходят сюда только три раза в неделю.
Очень часто чиновники, говоря о садоводческих проблемах, ссылаются на то, что дачи принадлежат частным лицам, а в их дела государство якобы не имеет права вмешиваться.
– Это лицемерие! – убежден председатель правления садоводческого товарищества “Орленок” Николай ИСАЕВ. – По официальной статистике, на дачных участках и частных подворьях в прошлом году было выращено 36,6 процента картофеля, 57 процентов овощной и около 80 процентов плодово-ягодной продукции от производимой в Семейском регионе в целом. Выходит, дачи осуществляют государственную задачу по обеспечению продовольствием лучше, чем фермерские хозяйства. А ведь им государство оказывает огромную помощь – работают специальные программы, выделяет субсидии, помогает с приобретением техники. Почему же дачники, дающие больше продукции, остаются “частным вопросом”?!
Семей