Нет предела совершенству… - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нет предела совершенству…

Нет предела совершенству…

…особенно если речь идет об очень несовершенной системе образования

  • 7 Февраля 2005
  • 780
Фото - Caravan.kz

Новый год для системы образования начался сразу с нескольких грандиозных событий.
Новый министр встретилась с родительской общественностью и предложила при ведомстве создать республиканский родительский комитет, в самом министерстве были упразднены департаменты среднего и высшего образования, и их полномочия получила новая структура — комитет по надзору и аттестации.
Также, говорят, что теперь учителя будут получать зарплату без задержек, так как в новом году кардинально изменится механизм финансирования образовательных учреждений.
Родители — это вам не чиновники
Республиканский родительский комитет еще не создан, но разговоры о нем не прекращаются. Общественность взбудоражена, особенно те папы и мамы, которые за время «образовательного безвременья» успели создать неправительственные организации, направленные на улучшение образовательного процесса.
Взрослые довольны, что новый министр с пониманием отнесся к школьным проблемам, однако им не совсем ясны свои будущие полномочия.
Понятно, что ни одного из родителей не возведут в ранг чиновников и не посадят в отдельном кабинете министерства. Однако взрослые хотели бы узнать тактику государства относительно своего участия в образовании. Есть ли она? Насколько сама система готова сотрудничать с общественностью? Будут ли в каких-то законах прописаны полномочия родителей? Как близко разрешат им подойти к школьному управлению?
Родителям хотелось бы, чтобы в ближайшее время не только они сами нашли ответы на эти вопросы, но и чиновники от образования.
Говорят, что республиканский комитет, скорее всего, будет действовать по принципу совета, в который войдут представители разных родительских организаций. При этом каждая из НПО останется в силе и будет продолжать работать на своей выбранное ниве.
Единственное, что по-настоящему может измениться, так это финансирование подобных помощников. Если министерство четко определит свой госзаказ в отношении родительских организаций, и те на конкурсной основе смогут в равной борьбе доказать, что именно они способны лучше других выполнить поставленную задачу, государство профинансирует их работу.
Общественники считают, что это — единственно возможный и верный пусть сотрудничества, полноценного партнерства. Именно так надо строить работу будущего республиканского родительского комитета. Гарантом его качественной работы будут дети, во имя которых родители и собираются поделить власть с чиновниками.
Однако особо трезвые и проницательные родители на фоне всеобщей радости говорят, что чиновники — народ хитрый, они могут поделиться только своей работой, а власть и деньги по-прежнему останутся у них.
Контроль, в котором много «контр»?
Когда Министерство образования заявило том, что создан новый комитет, его появление комментировалось только позитивно: качество образования в стране обязательно повысится, а государственный контроль за исполнением законов станет более объективным.
В полномочия новой структуры вменены контрольно-надзорные функции по лицензированию образовательной деятельности, аттестации, аккредитации вузов и научно-исследовательских организаций. Также комитет должен будет заниматься проведением единого национального тестирования, промежуточным государственным контролем в организациях образования, итоговой аттестацией выпускников, аттестацией научных и педагогических кадров.
С высоты чиновничьих кабинетов новая задумка выглядит неплохо. Однако директора школ и ректоры вузов в легком шоке.
У образования полно других более важных проблем, чем «контроль и учет». Кроме того, все уверены, что без решения этих самых проблем говорить о тотальном контроле бессмысленно. Нормативные акты не выполняются самим государством: в школах не хватает классов, учебников, учителей, однако отвечать за это перед комитетом придется директорам и ректорам.
Ректоры вузов говорят, что по стандарту на казахском отделении обучения на одного студента должно приходиться 146 учебников и прочей обучающей литературы, однако вуз имеет только девять книг на ученика. Если это станет поводом для карательных мер со стороны комитета, то зачем и кому такой контроль нужен?
Большинство директоров школ считают, что контроль должен быть, но только с целью выявления проблемных мест и помощи в их устранении. Однако вновь созданная организация, похоже, будет призвана решать совсем другие задачи. Учителя откровенно побаиваются, что комитетчики получат возможность расправляться с неугодными кадрами. Ректоры вузов уже сейчас могут назвать один огромный минус, который возник в их работе с созданием комитета. Теперь у них нет возможности пробиться к директору комитета тогда, когда это им остро необходимо.
Сетуют, что вынуждены бывать в Астане строго в определенные дни — и исключительно раз в месяц. В остальные дни директор не в состоянии принять страждущих, у него слишком много работы (укрупненный комитет, как видно было выше, чем только не занимается!).
«Однако, образование — это такой процесс, который не терпит отлагательств, другой раз вопрос надо решать срочно, — говорят педагоги, — но это невозможно. Вряд ли такая организация труда будет способствовать повышению качества образования».
Характерно, что на момент написания материала, ни один из ректоров вузов не захотел обнародовать свои ФИО. Аргумент был железный: «У нас в феврале будет аттестация, мы не хотим, чтобы возникли неприятности».
Напрямую, конечно, ближе
В городских департаментах образования говорят, что с нового года учителя будут получать заработную плату месяц в месяц: отработали февраль, в конце этого же месяца, без задержек, получат за него зарплату. Раньше задержки составляли месяц-два. И вот, система обещает покончить с этим безобразием. Интересно: как?
Оказывается, до этого года денежные потоки шли в школы из финуправления через департамент образования и районо. В каждом пункте ведомственной цепочки надо было соблюсти бумажные формальности.
Все это сильно задерживало поступление денег в школы. Теперь количество посредников на пути прохождения зарплатных траншей будет уменьшено, из пунктов прибытия-убытия исключаются районные отделы образования.
Они больше не будут принимать участие в распределении деньги между школами. Сразу из департамента средства будут уходить на места. Значит ли это, что районные отделы, утратив одну из своих ведущих деятельностей, перестанут существовать вообще?
«Добрые» педагоги, абсолютно верно и непредвзято понимая ситуацию, уже успели пустить по городам и весям новость, которая несколько недель упорно крутится в педкругах: раз через районо ничего не будет распределяться, то зачем они вообще нужны, скорее всего, их закроют.
Этой мысли было достаточно, чтобы родился еще один слух: районные отделы народного образования тайно было решено не закрыть, а сократить и реорганизовать в некие округа (кто это выдумал, никто не знает, но все об этом говорят), а округов будет меньше ранее существующих отделов, значит, специалистов надо будет куда-то пристроить. Куда? По школам гуляют версии, что ведущие специалисты скоре всего станут директорами школ. Значит, ныне здравствующим директорам надо готовиться освобождать места. Вот так хорошая новость про зарплату обросла удивительными и не очень приятными подробностями. Хотя, нет дыма без огня, особенно в системе образования.
В городских департаментах образования считают эти слухи необоснованными. Усечение функций и полномочий районо, не означает их закрытие и реорганизацию. Кроме того, сотрудники департаментов говорят, что у районо остается контролирующая функция. Да, действительно, деньги теперь будут миновать отделы, срок поступления средств в школы значительно сократится, но контролировать их распределение и использование будет как прежде, районо.
Поэтому ни о каком закрытии отделов народного образования, ни тем более о снятии директоров школ со своих постов не может быть и речи. Департамент образования города Алматы твердо стоит на этой версии.