Такие данные на коллегии Антикоррупционной службы озвучил уполномоченный по защите прав предпринимателей Рустам ЖУРСУНОВ.
Ни Бога, ни закона
После коллегии Агентства по противодействию коррупции по итогам 2020 года впору издавать сборник цитат его председателя Алика ШПЕКБАЕВА. Что стоит одна только фраза: “Руководителями хотят быть все, но не каждый готов нести ответственность за подчиненного”. Он говорил эти слова еще 3 года назад и вот повторил вновь. И добавил:
– Подать формальное заявление об отставке и реально уйти в отставку – две разные вещи. В отдельных госорганах коррупционные преступления приобрели системный характер, но ни один руководитель не ушел с должности по собственной инициативе. Набившие оскомину замечания и выговоры не вызывают у граждан ничего, кроме раздражения.
В агентстве приняли решение – за факт коррупции, совершенный сотрудником ведомства, его непосредственный руководитель будет автоматически освобожден от занимаемой должности.
Исключения будут делаться для тех руководителей, кто самостоятельно выявил и пресек коррупционное преступление.
Следом Алик Шпекбаев привел статистику по тем, кто понес реальное наказание за грехи мздоимства.
– В 2020 году за коррупцию подчиненных отправлены в отставку 6 политических служащих, к дисциплинарной ответственности привлечены еще 9 политических, а также 39 руководителей, занимающих должности административной госслужбы, и 5 топ-менеджеров квазигоссектора.
В условиях пандемии отдельные беспринципные чиновники и топ-менеджеры, не боясь ни закона, ни Бога, восприняли свои должности как высокодоходный личный бизнес, занявшись хищением бюджетных средств. Обогащение на горе своего народа равносильно предательству и убийству, – уверен председатель агентства.
В этой части антикор зарегистрировал 100 уголовных дел, из них почти половина – это хищения средств, выделенных на антикризисные меры. Пресечены факты приобретения 132 аппаратов ИВЛ по завышенной стоимости на сумму более 2 миллиардов тенге.
Акимы в компании с послом
Всего в 2020 году к уголовной ответственности привлечено 210 руководителей различного ранга.
– Осуждено 722 лица, в их числе один аким области, 4 заместителя областных акимов, 2 ответственных секретаря, 2 председателя комитетов, 1 посол, 5 судей, 10 районных акимов и их заместителей. Расследуются уголовные дела в отношении 5 вице-министров, 5 председателей комитетов и их заместителей, а также 5 топ-менеджеров квазигосорганизаций, – рассказал Шпекбаев.
Сумма возмещенного ущерба по уголовным делам составила 50,7 миллиарда тенге. Объем кратных штрафов по фактам взяточничества и хищений – 2,8 миллиарда, арестованного имущества – 1,2 миллиарда тенге.
Благодаря мониторингу госзакупок и внешнему анализу коррупционных рисков в прошлом году предотвращено нерациональное использование бюджетных средств на 40,9 миллиарда тенге.
– Еще одна проблема – спешное освоение выделенных средств в конце года. Нужна система управления рисками, которая превентивно блокировала бы подобные операции. С начала 2021 года уже есть ряд дел, связанных с этой проблемой. Так, в Шиелийском районе Кызылординской области похищено более 30 миллионов тенге, – сообщил глава антикора. Как чиновники берут миллионные взятки и выходят на свободу
Где деньги, Зин?
Аутсайдерами по противодействию коррупции Алик Шпекбаев назвал МВД, МСХ и комитет госдоходов минфина. В МВД, например, блокируют открытие проектного офиса “Адалдық алаңы”, несмотря на прямое поручение Елбасы о масштабировании проекта на уровне всех региональных и центральных госорганов. А еще там отказались провести внешний анализ коррупционных рисков.
– МСХ по-прежнему остается одним из антилидеров по итогам комплексного антикоррупционного мониторинга. Ведомство не в полной мере исполняет наши рекомендации, особенно в части совершенствования порядка субсидирования сельхозтоваропроизводителей. Это создает не только коррупциогенность, но и ставит бизнес в неравные условия. Как говорится, богатые богатеют, бедные беднеют, – заметил Алик Шпекбаев.
Его слова подтвердил уполномоченный по защите прав предпринимателей Рустам Журсунов.
– По нашим оценкам, теневая экономика в АПК составляет 1,4 триллиона тенге. Сбор налогов со всего АПК – более 60 миллиардов тенге. Мы субсидируем 350 миллиардов тенге.
У нас вызывает вопросы, куда и как уходят субсидии? По данным наших экспертов и платформы “Колдау”, только 17 процентов фермеров получают их. Нужно пересмотреть подходы к субсидированию сельхозтоваропроизводителей. В Турции, например, формирование цен происходит на бирже, и через нее же идет субсидирование, и никакой коррупции, – поделился бизнес-омбудсмен.
А еще Журсунов рассказал, как 2 года назад пытались подсчитать количество требований для бизнеса, которые также несут коррупционные риски.
– Махнули рукой на цифре 30 540. Поэтому нужна модель регулирования бизнеса “с чистого листа”. 31 декабря 2020 года Президент подписал соответствующий указ. До 1 января 2024 года все госорганы должны провести ревизию всех требований к бизнесу и защитить их на соответствие в правительстве.
Если не сделают этого, то требования не будут действовать. Регулирование должно быть там, где задеваются вопросы жизни, здоровья, безопасности, правопорядка и нравственности. Всё остальное – свобода предпринимательской деятельности, – подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат МУСИН продолжил тему закрытости госорганов, и не только.
– Планируем всю продажу земель вывести в онлайн-формат. Хотим, чтобы антикор нам помог, потому что некоторые акиматы под различными предлогами не заводят информацию. И монополисты – энергетики, водники и другие – не хотят делиться данными, говорят, нужна интеграция с базой данных, на нее нужны деньги и новая инвестпрограмма, а она скажется на тарифах. Это нонсенс! Так что в борьбе с монополистами тоже нужна будет поддержка, – сказал Мусин.
Аз и буки честных людей
Тем временем Алик Шпекбаев предложил наказывать казнокрадов не только рублем и тюрьмой, но и общественными работами. Ведь до сих пор казахстанцы не видели на улицах ни одного мздоимца с метлой и тряпкой в руках. Руководитель депутатской фракции Народной партии Айкын КОНУРОВ воочию увидел эффективность этого метода.
– Мы были в США по обмену опытом с конгрессом штата Алабама, где случился скандал. Губернатор за счет налогоплательщиков выезжал с подругой в “командировку”. Об этом узнали местные активисты, горе-политику объявили импичмент, его привлекли к общественным работам в оранжевой робе под объективами СМИ, – рассказал нам парламентарий.
Также в скором времени в стране может появиться букварь честности.
Член общественного совета антикора Дархан КЫДЫРАЛИ предложил разработать “Адалдық әліппесі”, чтобы с младых ногтей школьники постигали азы добропорядочности. А лекции по соответствующей теме в учебных заведениях уже проводят.
И, конечно, борцы с коррупцией используют силу искусства. В финале коллегии антикора продемонстрировали третью часть истории о взяточниках – к компании Беруна и Несуна присоединился Лизун. Ролики сняты на “Казахфильме”, который ранее сотрясали коррупционные скандалы. Возглавивший АО летом 2020-го Акан САТАЕВ, к слову, намерен сражаться с этим злом не только культурными методами. В декабре в компании ввели электронный документооборот.
НУР-СУЛТАН