В тоже время существуют и другие факты присущие только этой центрально-азиатской стране. Так, за время правления Туркменбаши в республике стали обыденными некоторые явления, которые изумили бы любого гражданина стран бывшего СССР. К их числу можно отнести следующие моменты:
— низкая оплата коммунальных услуг;
— бесплатное использование газа и воды;
— незначительная плата за потребление электроэнергии;
— наличие льгот при покупке соли, муки;
— низкие цены на основные продукты питания — лаваш, молоко, а также на многие овощи и фрукты;
— необычно низкие тарифы на проезд в общественном транспорте;
— баснословно низкие цены на билеты на внутренних авиалиниях;
— смехотворно низкие цены на бензин.
Также можно привести факт снижения уровня преступности в целом по республике.
Все это благоприятно влияло на настроение населения, и рост его симпатий по отношению к официальным властям страны. В данном случае первый президент использовал психологический фактор, который гласит — народу не важно, кто будет находиться у власти, и какие перестановки будут происходить на верхах, если он, народ, может удовлетворить свои первоочередные потребности. В этом случае Туркменбаши со своим «социальным пакетом» попал в «десятку», понимая, что во многих республиках бывшего СССР все политические катаклизмы и социальные конфликты имели в своей основе нерешенные вопросы, связанные с предоставлением обществу продуктов первой необходимости, обеспечения минимального социального пакета и услуг, способных минимизировать и локализовать возможные очаги роста напряженности среди различных социальных слоев населения Туркменистана. Он это понял, сделал, и тем самым обезопасил себя от возможных эксцессов в туркменском обществе.
Помимо этого Туркменистан имеет набор «достижений», которые в любое время могут стать катализатором роста напряженности в обществе.
Так, одним из постоянных спутников республики последних лет является скрытая безработица, которая при наличии ограниченного количества предприятий, морально и физически устаревшей техники, а также большого уровня рождаемости имеет тенденцию к постоянному росту.
К числу безработных также можно причислить и группу граждан страны, обладающие дипломами об окончании высших учебных заведений. Ситуация складывается таким образом, что профессиональные кадры, имеющие дипломы, полученные в странах дальнего и ближнего зарубежья, остались невостребованными по причине объявления дипломов недействительными.
Другим «достижением» является низкий прожиточный уровень населения, как в регионах, так и городах. Мизерный уровень зарплаты, получаемой гражданами Туркменистана, с месячными задержками, по многим параметрам является одним из самых низких в регионе. Достаточно вспомнить признание Сапармурата Ниязова в том, что задолженность по зарплате бюджетникам в стране превышает 250 млн. долларов. Туркменбаши сделал это признание на заседании правительства 5 апреля 2004 года после того, как работники бюджетной сферы уже в течение нескольких месяцев не получали зарплату.
В республике уже несколько лет можно наблюдать скрытую инфляцию. Так, манат (национальная валюта Туркменистана) со дня его ввода в оборот обесценился в 12 с половиной тысяч раз.
Проведенная в республике реформа высшего образования, позволяет проходить обучение в высшей школе четыре года, из которых два года студенты занимаются непосредственно в аудиториях, а другие два — работают по специальности, не получая зарплаты.
В республике было осуществлено закрытие районных библиотек. Также был объявлен запрет на оперу, балет, эстраду и цирк путем упразднения государственной филармонии, Театра Оперы и Балета, Ансамбля народного танца и Центра эстрады и циркового искусства. Вдобавок к этому распоряжением президента Туркменистана в стране, кроме Ашхабада, были закрыты все больницы.
Ни о каких правах человека, включая свободу передвижения, слова, получение информации в Туркменистане на сегодня не может быть и речи.
Уже длительное время в республике отмечается высокий уровень коррупции. Этому способствуют низкие зарплаты должностных лиц туркменских правоохранительных органов, а также делегированные им широкие полномочия.
Согласно докладу международной стратегии борьбы с наркотиками, опубликованному Государственным департаментом США, Туркменистан остается одной из ключевых стран транзитных перевозок контрабандных наркотиков и исходных химикалий для их изготовления. Афганские опиаты, предназначенные для рынков Турции, России и Европы, поступают в Туркменистан из Афганистана, Ирана, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана.
После публичного заявления президента Туркменистана о том, чтобы правоохранительные органы не привлекали людей к ответственности за использование 5 г. опиума, туркмены начали свободно употреблять наркотики и заниматься наркобизнесом. Как следствие этого в стране отмечается высокий уровень наркозависимого населения, особенно среди молодежи. По оценкам некоторых экспертов, до 80-90% молодежи находятся в зависимости от наркотиков или, как минимум, употребляют их эпизодически.
Другим показателем может служить резолюция по Туркменистану, которую приняла Комиссия ООН по правам человека на своей 60-й сессии в Женеве. В документе, подготовленном странами Евросоюза и США, выражается озабоченность «дискриминацией русского, узбекского и других нацменьшинств в сфере образования и трудоустройства», «репрессивной политикой» туркменских властей по отношению к «оппозиционной политической активности», «произвольными арестами, лишением свободы, наблюдением за людьми», ограничением свободы на получение информации и самовыражения.
Предложенный перечень проблем не является законченным, список можно продолжать и продолжать.
Вместе с тем, сверкающие ниязовские дворцы в столице, резко контрастирующие с образом жизни рядовых жителей республики, проживающих по соседству, рано или поздно могут стать причиной конфликта. Социальный взрыв здесь неизбежен. Это вопрос времени, причем, недолгого. Вряд ли пришедший на смену Туркменбаши новый президент в лице Гурбангулы Бердымухаммедова сможет держать под контролем ситуацию в стране. Принимая во внимание его слабую позицию как политика, можно ожидать, что новый президент в своих действиях в большей степени будет опираться на силовые структуры, которые в настоящее время являются гарантом внутриполитической стабильности в Туркменистане.
Фото neftevedomosti.ru