Генеральная прокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело по статье 262.3 (нарушение правил эксплуатации и безопасности движения воздушного транспорта, ставшее причиной смерти двух и более лиц) Уголовного Кодекса.
Об этом азербайджанскому изданию «Эхо» сообщили вчера в пресс-службе Генпрокуратуры. Причиной решения прокуратуры стало крушение самолета Госконцерна «Азербайджанские авиалинии» (АЗАЛ) АН-140.
Как уже сообщало «Эхо», 23 декабря, примерно в 22.27 потерпел катастрофу лайнер, летевший по маршруту Баку-Актау (Казахстан) АН-140.
Самолет вылетел из бакинского аэропорта имени Гейдара Алиева. Спустя несколько минут после вылета судно рухнуло на землю в 18 километрах от аэропорта. Крушение произошло вблизи поселка Нардаран.
В результате авиакатастрофы погибли 18 пассажиров и 5 членов экипажа — граждане Азербайджана: командир экипажа Андрей Лаврин, вторые пилоты Геннадий Чернышов и Фархад Гамбарли, а также Талыб Алиев и Анжелика Попова.
Из пассажиров 10 человек — граждане Азербайджана. Это Иса Аббасов, Hамик Аббасов, Тахмас Аллахвердиев, H.М.Джафаров, К.Hикулина, Расим Расулов, Омур Аманов, Айгюнь Бахшиева, Гызылгюль Гусейнова.
8 иностранцев: гражданин Грузии Нодар Арцинари, гражданин Австралии Ален Декстермер, гражданин Великобритании, живший в Харди Ян Джеймс, гражданин Турции Демир Эрдал и граждане Казахстана: 34-летний Исаков Дмитрий, 21-летняя Гараникова Татьяна, 28-летний Каринтаев Булуд, 21-летняя Сулейманова Айнур.
В понедельник тела погибших граждан Казахстана, Турции и Грузии уже были отправлены на родину. Они были опознаны прибывшими в Азербайджан родственниками. В частности известно, что 45-летний Hодар Арцинари, житель г.Рустави, через Баку направлялся в Актау.
Граждане Казахстана все четверо работали в Азербайджане, — сообщает агентство «Тренд». Турок Эрдал Демир — работник одной из иностранных компаний в Казахстане, направлялся транзитом из Баку в Актау.
В авиакатастрофе погиб и первый вице-президент нефтедобывающей компании в Актау «Каражанбасмунай» 57-летний Джеймс Ян Харди, гражданин Великобритании, последние три года работал в АО «Каражанбасмунай».
Как сообщил официальный представитель МИД Казахстана Ержан Ашыкбаев на брифинге в Астане, по просьбе родственников был организован вылет за счет AZAL в Баку. Расходы по доставке тел были также компенсированы AZAL.
Как сообщили «Эхо» судебно-медицинские эксперты, большая часть тел — останки 13 погибших, были доставлены в морг Сабаильского района. «К нам поступили расчлененные трупы. Две ночи напролет мы собирали части тел. Было очень сложно. В то же время в морг Больницы скорой медицинской помощи имени М.Нагиева привезли тела жертв, которые находились в менее обезображенном состоянии. На трупах много царапин, ранений, полученных в результате ударов об искореженный металл. Однако ожогов на телах практически не было. Обращает на себя внимание и тот факт, что все жертвы катастрофы были найдены в нагом виде», — сообщил источник.
По данным «Эхо», близкие и родственники погибших перенесли настоящий шок. Некоторых погибших пришлось хоронить без частей тела, которые не удалось найти.
Создана комиссия
Президент Ильхам Алиев, побывал на месте происшествия и распорядился создать Государственную комиссию в следующем составе: председатель Комиссии, премьер-министр Артур Расизаде, заместитель премьер-министра Абид Шарифов, гендиректор AZAL Джахангир Аскеров, министр транспорта Зия Мамедов, министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров, генпрокурор Закир Гаралов, министр внутренних дел Рамиль Усубов, министр национальной безопасности Эльдар Махмудов, министр здравоохранения Огтай Ширалиев, министр труда и социальной защиты населения Али Нагиев, министр экологии и природных ресурсов Гусейнгулу Багиров.
Госкомиссии поручено в короткий срок расследовать причины аварии и информировать об этом президента. А также оказать соответствующую помощь семьям лиц, погибших в результате аварии, решить вопросы, связанные с погибшими иностранными гражданами и регулярно информировать общественность о своей работе.
Отметим, что в Госконцерне AZAL создана еще одна специальная комиссия. В ее составе специалисты из стран СНГ, а также завода по сбору данной категории самолетов. Поскольку АН-140 находится на гарантийном обслуживании, в Азербайджан 24 декабря прибыли украинские авиастроители, которые имели отношение к разработке и производству Ан-140-100. Среди них — представители запорожского КБ «Прогресс», АНТК имени Антонова (Киев), Харьковского государственного авиационного производственного предприятия и завода «Мотор Сич» (Запорожье, ведущий производитель авиадвигателей), а также представители Госавиаслужбы Украины.
Вчера состоялось заседание госкомиссии. Информация об этом в «Эхо» поступила из АЗАЛ. Обсуждались предварительные версии аварии и вопросы, связанные с проведением вскрытия «черного ящика» самолета в Азербайджане или в другой стране. Вероятность вскрытия «черного ящика» самолета в Азербайджане велика, однако комиссия пока не вынесла решения по этому поводу. Не исключено, что бортовые самописцы будут переправлены на экспертизу в Россию, либо в Украину. Решение о возможном проведении экспертизы за рубежом, принято ввиду отсутствия в Азербайджане необходимого оборудования для изучения сильно поврежденного самописца. Отметим, что «черный ящик» найден под водой в 50 метрах от берега.
После произошедшей аварии Государственный Концерн АЗАЛ перешел на усиленный режим работы с целью проверки безопасности самолетов.
Глазами очевидцев
Между тем, как сообщили очевидцы трагедии, во время падения лайнера на его борту произошел сильный взрыв: «Самолет сначала совершил несколько кругов над морем и начал возвращаться обратно, но позже вновь вернулся на прежний курс. В это время лайнер потерял высоту. Вероятно, что для того, чтобы самолет не упал на поселок и во имя избежания большого количества человеческих жертв, экипаж повернул машину в сторону моря. Во время падения самолета на землю раздался сильный взрыв и грохот, на окрестности распространился яркий свет. Мы побоялись подойти к месту аварии и сразу же сообщили об этом участковому инспектору полиции».
По словам других очевидцев, они слышали непривычно сильный звук двигателей, и им показалось, что самолет хочет стремительно набрать высоту. Кроме того, жители услышали сильный взрыв. Они пришли к месту катастрофы, где были разбросаны останки людей…
Кстати, уже вчера несколько жителей поселка Нардаран, с которыми общались корреспонденты «Эхо», отказывались отвечать на вопросы об обстоятельствах происшедшего, ссылаясь на то, что ничего не слышали и ничего не знают.
Версии крушения АН-140
Однозначно, что перегрузка самолета не могла стать причиной крушения. Об этом сообщили в АЗАЛе.
Сам самолет «АН-140-100» был произведен на Харьковском авиастроительном предприятии. Этот турбовинтный 52-местный пассажирский лайнер был закуплен в конце прошлого года в Украине.
За приобретение четырех украинских лайнеров «АН-140» в конце 2004 — начале 2005 года компания АЗАЛ выплатила 36 миллионов 470 тысяч долларов США. Самолет марки АH-140-100 был приобретен по контракту, подписанному между ГК AZAL и Харьковским государственным авиационным предприятием 8 июля 2004 года.
Максимальная взлетная масса Ан-140-100 составляет 21,5 тонн, максимальная масса коммерческой нагрузки — 6 тонн, максимальная масса заправляемого топлива 4,44 тонн, крейсерская скорость — 450 км/ч, которая может быть увеличена до 537 км/ч.
Погода также не могла стать причиной крушения. «Вечером 23 декабря погодные условия были удовлетворительными для выдачи разрешения на взлет», — сообщили «Тренду» в Объединенном авиаметеорологическом отделе Азербайджанской аэронавигационной службы (АЗАHС).
«Было дождливо, но в целом ничего из ряда вон выходящего. Мы пока не знаем, что случилось на борту самолета, но погодные условия были приемлемыми. Все прояснится после исследования «черного ящика», — сказали в отделе.
С другой стороны, по предварительным данным следствия, причиной катастрофы АН-140-100 мог явиться отказ бортового оборудования.
Однако, народный депутат Украины Ярослав Сухой, ранее работавший заместителем генерального директора ОАО «Мотор Сич» заявил агентству «Интерфакс-Украина», что причиной катастрофы самолета АН-140, не мог бы стать отказ двигателей. «Вы же знаете, в радиусе километров собирают кусочки. Шасси оторвались в разные стороны. Так не бывает при поломках самолета, поломках двигателя. Если бы это произошло, он просто рухнул бы и все. А это, взорвалось там что-то», — заявил Я.Сухой в понедельник.
Среди версий, причиной катастрофы мог стать теракт. Об этом сообщают сразу несколько источников. К примеру, агентство Regnum со ссылкой на правоохранительные органы в Азербайджане передают, что такую версию следствие выдвинуло в связи с тем, что обломки самолета разбросаны на слишком большом расстоянии: куски фюзеляжа, тела пассажиров и их багаж находили в радиусе нескольких километров вдоль побережья Каспийского моря. Часть обломков упала в воду.
Однако, заместитель генпрокурора Рустам Усубов, комментируя версию о возможности теракта на борту АН-140, отметил, что пока преждевременно делать какие-либо выводы, так как не изучены обломки самолета. Между тем, о теракте, как о вероятной версии сообщает также Би-Би-Си. Очевидцы рассказали местным журналистам, что самолет совершал в воздухе медленные круги, и создавалось впечатление, что экипаж старался отвести его от города. А местный 17-летний житель утверждает, что хвостовая часть самолета перед падением была охвачена пламенем.
Представитель АЗАЛ не исключил версию теракта в качестве причины крушения в минувшую пятницу самолета Ан-140-100. «Теракт не исключен, он может иметь место», — сказал журналистам заместитель гендиректора АЗАЛ по вопросам безопасности полетов Ильхам Амиров. По его словам, эксперты пока не разглашают данные предварительной экспертизы на месте крушения самолета, однако версия теракта не исключается. И.Амиров подчеркнул, что перед последним вылетом пассажирский самолет Ан-140-100, эксплуатируемый всего около года, прошел техосмотр и был признан готовым к полету.
Кстати, о том, что на борту произошел взрыв, сообщает и австралийская газета Herald Sun. Кроме того, об этой версии известил и скандально известный арабский телеканал «Аль-Джазира».
Последние минут жизни
«Экипаж не передавал никаких сообщений с борта перед катастрофой. Самолет перед крушением находился на высоте примерно 600 метров, выходя с круга разворота на море», — так сообщил источник в госконцерне. Он подчеркнул, что в такой ситуации делать выводы о катастрофе очень сложно, так как нет информации о последних минутах полета. При этом молний или других природных явлений в это время не наблюдалось.
Известно, что через несколько минут после вылета прервалась связь с самолетом, лайнер исчез с экранов радара. Через несколько минут полета оператору аэропорта поступил сигнал об аварии АH-100-140. Большая часть обломков самолета была извлечена из воды с глубины 3-5 метров и в 10 метрах от берега.
Близкие родственники погибших, в частности, членов экипажа, рассказывают, что предчувствия опасности у их родных не было…
P.S.
После произошедшего 23 декабря крушения самолета АН-140, у компании AZAL исчезло доверие к самолетам этой модели. К слову, даже компания bp запретила своим сотрудникам летать на самолетах АН-140 до выяснения причин катастрофы.
А AZAL приостановил все полеты на АН-140, и, по имеющимся сведениям, затормозил процесс покупки самолетов этой же марки из Украины, которые должны были поступить в ближайшее время в страну.
Р.Ибрагимхалилова, Н.Алиев