Например, МВД имеет статус специального государственного органа, а потому до поры до времени реформаторские идеи его не касались. Солдат спал, а служба шла. Теперь все по-другому. Заутбек Турисбеков стал проводить кадровую политику. Сняв кальку с госслужбы, подписал приказы о формировании кадрового резерва и об аттестации личного состава. Резервисты, прошедшие аттестацию и конкурсный отбор, могут занять любую вакантную должность. А сама аттестация будет определять профессионализм, компетентность и правовую культуру.
Правда, он сразу пообещал, что не станет копировать все методы работы, а только то, что приемлемо. И этого много. Многим нововведения не нравятся: злословят — новая метла по-новому метет. Но уже первые результаты свидетельствуют о том, что раньше аттестация носила формальный характер. Из 44 заместителей начальников ГУВД 19 не смогли с первого раза подтвердить свою квалификацию. Пока они остаются на своих местах, получив право пройти переаттестацию через полгода.
Но сегодня хотелось бы вспомнить об историческом приказе министра, подписанном еще в октябре прошлого года. Про него дорожные полицейские, конечно, не забыли, но старых методов работы не оставили. Тогда, напомню, он волевым решением предписал дорожной полиции Алма-Аты прекратить необоснованные остановки автотранспорта, а при исполнении служебных обязанностей соблюдать этику. Куда там!
Вот свежий пример из практики моей знакомой. Знак ограничивает скорость движения до 50 километров в час. У нее на спидометре показывает 55, поскольку плюс-минус 10 процентов — вполне допустимо. Гаишник с радаром выскакивает из-за кустов, истово машет жезлом, который в своих кругах полицейские называют волшебной палочкой: она, как в сказке, повелевает нашим поведением на дорогах, а, при стечении определенных обстоятельств, приносит неплохой доход.
— 68 километров в час, — сурово констатирует инспектор и демонстрирует показания на радаре.
Оправдываться бессмысленно, поскольку невозможно доказать, что ты не верблюд.
— Неужели вы оштрафуете женщину? — моя знакомая пускает в ход свое обаяние, как это уже делала не раз.
— А что, я женщин люблю! — говорит довольно полицейский, совершенно не задумываясь о том, что переходит допустимую грань.
Знакомая ловит его на слове и припоминает приказ министра о правилах поведения. Заумная речь имеет потрясающий эффект: водительские права благополучно возвращаются и звучит торжественное напутствие: «Счастливого пути!»
Как хорошо быть женщиной! Но, похоже, недолго осталось использовать им свою принадлежность к прекрасной половине человечества. Скоро в Алма-Ате появится женский батальон дорожных инспекторов, который будет призван бороться с нарушительницами за баранкой. Женщина женщину никогда не простит, тем более, когда одна имеет респектабельное авто, а другая думает, что сегодня не на что купить детям молока… На это и делает ставку полицейское начальство.
Согласно все тому же приказу дано указание полностью прекратить остановки большегрузного и пассажирского транспорта. Наверное, новый министр не смог бы повторить подвиг своего предшественника, поэтому вступился за дальнобойщиков. А вот что касается автобусов и маршруток, то зря. Пассажирский транспорт переполнен, кроме того, водители часто нарушают заповеди летчиков, которых перед каждым рейсом проверяют на наличие алкоголя в крови.
Гаишники своего министра все-таки уважают. Или боятся. И потому привносят в свою работу новое. Доходит до смешного. Если на дворе понедельник, а водитель жует «Орбит», что-то тут нечисто. А если еще и ремнем безопасности пристегнут — вообще криминал. Останавливают сразу. Потом, правда, долго извиняются и наказывают впредь не быть в понедельник «слишком правильным», чтобы не вызывать подозрения. Что поделаешь, понедельник — день тяжелый.
Похоже, для полицейских все будни сплошь состоят из понедельников. Зарплату еще не подняли, а требуют почти невозможного: взятки не брать. Попробуй тут не возьми — жена домой не пустит! Впору министру писать кодекс этики для семейств полицейских.
Впрочем, полицейское начальство может возразить, что по числу коррупционных правонарушений их ведомство плетется на шестом месте, уступая пальму первенства акимам, органам юстиции, таможенникам, налоговикам и финансовой полиции. Но по абсолютному числу привлеченных к ответственности МВД все-таки на первом месте.
Наверное, именно поэтому министр приказал своим подчиненным заняться спортом и похудеть, поскольку «полицейские с большими животами не внушают доверия гражданам». При этих словах многие полисмены изо всех сил попытались втянуть свои животики. У генералов не получилось, и они сконфузились, позабыв о том, что большого начальника должно быть много. Что делать тем, кому не под силу даже самая щадящая диета и элементарный комплекс упражнений? Потеряют живот — потеряют авторитет.
А вот еще одно заявление. Заутбек Турисбеков сообщил, что в ближайшее время и само министерство потеряет в весе. В том смысле, что оно будет сокращено на треть. Подчиненные трепещут: прошел аттестацию — вылетел. Возраст зашкаливает к пенсионному — прямая гарантия того, что будешь уволен. Жестоко и безнравственно, но зато на сэкономленные деньги будет гулять весь личный состав!