Шоковая ситуация
В середине марта алматинке Ардак ОРЫНБАСАРОВОЙ позвонили на рабочий телефон: это был менеджер коллекторского отдела одного из банков, который сурово вопрошал: почему не платите по кредиту? Ошарашенная Ардак с пересохшим горлом переспросила: “Сколько же я у вас взяла?”. Выяснилось, что вместе с пеней она должна банку более 757 тысяч тенге, приобретя в магазине известной сети бытовой техники дорогой ноутбук Macbook Pro, Iphone последней модели и флеш-накопитель почти за 18 тысяч тенге! Покупка и оформление состоялись 7 ноября 2013 года.
Назавтра, взяв удостоверение личности, Ардак отправилась в банк. Выяснилось, что некая клиентка предъявила в банк удостоверение личности с теми же данными, что и у нее, вплоть до дня выдачи, но только нового образца и с другой фотографией!
– Мне показали копию удостоверения, на котором стоял год выдачи – 2007-й, такой же, как у меня, но тогда еще не выдавали удостоверения с чипом, в банке должны были это знать! – говорит Ардак.
Сверяясь по анкете, заполненной “клиенткой”, выяснили, что место работы указано то же, что и у Ардак. Другие пункты мошенница сочинила. Надо сказать, что обманщица не лишена и чувства юмора: в качестве “контактного лица” девушка указала имя известного казахстанского певца и указала его домашний телефон. В банке не исключили, что менеджер, выдававший кредит, мог быть причастен к афере. Либо так торопился оформить документы, что даже не заметил, что вместо отчества, указанного на удостоверении – Асылбековна – “клиентка” написала от руки Алтынбековна.
Откуда у преступников все данные?
Но на этом сюрпризы не закончились.
– Я обратилась в кредитное бюро, и мне предоставили выписку. Оказалось, на мое имя зарегистрирован еще один кредит в другом банке, на 405 тысяч тенге. Как и в первом случае, мошенница купила ноутбук и телефон, – продолжила Ардак.
Девушка обратилась в полицию. 19 марта органы следствия вынесли постановление о возбуждении уголовного дела по статье 177, часть 1 (мошенничество).
Меж тем это дело вызывает массу вопросов. Как мошенники могли изготовить новое удостоверение личности с чипом? Откуда они взяли данные? Были ли у них сообщники в государственных органах?
Другой блок вопросов касается деятельности самих банков и проверки предоставляемой клиентами информации. На самом ли деле в течение 15 минут можно получить актуальный ответ от кредитного бюро о состоянии кредитной истории клиента? И почему банки до сих пор не научились проверять информацию?
Мы разослали запросы в Национальный банк, МВД, банки, кредитное бюро с просьбой прокомментировать эту ситуацию.
Средство от “внезапных кредитов”
По мнению специалистов, кредитование – привлекательная сфера для мошенников.
– Вместе с ростом потребительского кредитования увеличивается и число махинаций, связанных с выдачей кредитов населению, – говорит начальник отдела ТОО “Первое кредитное бюро” Ольга ШАХОВА. – В нашей практике чаще всего мы сталкиваемся со случаями, когда мошенники обманывают банкиров, используя поддельные (или чужие) паспорта, или находят человека, попавшего в затруднительное материальное положение, имеющего паспорт и постоянную прописку. Уговаривают его взять кредит на свое имя. Плюс ко всему берут на себя лоббирование положительного решения о выдаче кредита с помощью своего человека в банке. Таких случаев множество.
Чтобы обезопасить себя от “внезапных” кредитов, взятых третьими лицами на ваше имя, необходимо соблюдать несколько простых правил. Во-первых, регулярно проверяйте свою кредитную историю. Для этого можно обратиться в кредитное бюро или запросить персональный кредитный отчет в режиме онлайн через портал электронного правительства www.egov.kz. Получение персонального кредитного отчета, согласно действующему законодательству, один раз в течение календарного года – бесплатно, повторные обращения – всего 400 тенге для физических лиц и 800 тенге для юридических. На портале электронного правительства запущена услуга “Мониторинг кредитной истории”. С ее помощью можно контролировать состояние своей кредитной истории и оперативно реагировать в случае обнаружения ошибок или неточностей в ней.
Дыра в системе?
Используя возможности социальных сетей, “Караван” обратился с вопросами и к своим “френдам”, среди которых были и представители пиар-служб некоторых банков. По мнению одного из руководителей такой службы, у них в банке никогда не занимались предоставлением кредитов в магазинах и торговых центрах за 15 минут:
– Что касается подделки документов, то именно с этой целью мы ввели в систему биометрию и теперь идентифицируем клиентов в интересах их же безопасности не только по удостоверению личности, но и по отпечаткам пальцев. У некоторых клиентов это вызывало возмущение, но наши менеджеры объясняют, зачем это делается.
Бывший пиарщик крупнейшего банка в 2005–2006 годах Ерлан АСКАРБЕКОВ приоткрыл завесу тайны в работе банков:
– Это крайне интересный случай, вскрывший дырку не столько в банковской системе, сколько в системе национальной безопасности. Скоринговая система банка должна была проверить реальность удостоверения. Поэтому, скорее всего, удостоверение мошенницы было “настоящим” с точки зрения реальности записи в базе данных всех граждан РК. Как она его получила? Думаю, алгоритм действий был таков:
1. Мошенница пришла в какой-то ЦОН (это можно установить по видеокамерам).
2. Написала ложное заявление об утере удостоверения личности от имени жертвы.
3. Второй преступник – оператор ЦОНа – в окошке переоформления удостоверения личности внес изменения в базе данных так, что на один ИИН было открыто два непогашенных удостоверения. Иначе бы жертва быстро обнаружила, что ее настоящее удостоверение старого образца кто-то без нее погасил.
4. Возможно, был сговор или преступная халатность со стороны непосредственного руководителя второго преступника.
Хотелось бы, чтобы спецслужбы поскорее залатали эту системную опасность. И сколько еще фальшивых документов эта шайка изготовила? В серьезных банках большинство мошенничеств со стороны сотрудников раскрывает внутренняя служба безопасности, состоящая из бывших следователей разных силовых ведомств. Такие банки сдают органам своих преступников, передавая целые тома готовых дел. Если сотрудники не чувствуют умного присмотра – воровство расцветает. Так было всегда.
Найдут ли мошенников?
Несколько номеров назад “Караван” напечатал информацию, как на таможне были задержаны граждане Китая, которые везли с собой муляжи казахстанских паспортов.
Перестает быть праздным вопрос о том, насколько защищены наши документы в условиях всеобщей цифровизации личных данных. Поэтому, когда к нам обратилась Ардак, мы запросили МВД: насколько защищены от подделок удостоверения личности?
Из ответа заместителя начальника департамента миграционной полиции МВД РК Галины САРСЕНОВОЙ следует, что электронные документы подделать невозможно:
“Подделка удостоверения личности нового образца невозможна ввиду совокупности полиграфических и современных электронных систем защиты, а также особой технологии внесения в документ информации. Фактов подделки удостоверения личности нового образца не зарегистрировано”.
Мы также поинтересовались возможностью считывания информации с чипа на удостоверении: ведь если чип существует, значит, он для чего-то нужен? По словам Галины Сарсеновой, “считывание информации производится при выдаче документов, при перерегистрации юридического адреса сотрудниками миграционной полиции”.
P.S. Расследование по делу с поддельным удостоверением продолжается. Поймают ли мошенницу и ее подельников, зависит от расторопности следователей.
Для примера можем привести судебные перипетии одного из крупнейших банков, где в результате мошенничества и выдачи кредитов по поддельным документам был нанесен ущерб банку в размере 840 миллионов тенге и еще 26 миллионов долларов проблемных кредитов. Расследование и судебные разбирательства по этому делу начались в 2008 году и продолжаются по сей день.