Непослушный ребенок. Как с ним справляться? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Непослушный ребенок. Как с ним справляться?

Непослушный ребенок. Как с ним справляться?

Часто родители жалуются, что не справляются со своим подрастающим чадом: ребенок не слушает их, убегает, постоянно нарывается на какие-либо неприятности. И не подозревают при этом мамы и папы, что их ребенок попросту нуждается в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), говорит врач высшей категории детский психиатр Сергей СКЛЯР.

  • 15 Мая 2015
  • 1660
Фото - Caravan.kz

– Синдром дефицита внимания и гиперактивности часто встречается в возрасте от 5 до 10 лет. Еще чаще – в 5–7 лет, когда ребенок идет в школу. И это не дефицит внимания к ребенку со стороны родителей, а дефицит внимания у самого ребенка. Обычно когда мы разговариваем с человеком, то концентрируемся на его речи и выделяем ее среди общего шума. А такому ребенку, как правило, трудно выделить какой-то отдельный стимул, все они – зрительные, слуховые, тактильные – воздействуют на него с одинаковой силой. Потому ему трудно общаться с вами.

– А при чем тут гиперактивность?

– Гиперактивность – вторая форма этого заболевания, при которой ребенок постоянно находится в движении. Чаще всего дефицит внимания и гиперактивность сочетаются. Пока дети маленькие, проблема не очень заметна. А когда они приходят в школу, где требуется 45 минут сидеть за партой, потом 5 минут отдыхать на перемене и снова 45 минут сидеть, такой ребенок не всегда может выдерживать режим.

Что важнее в жизни

– Этот синдром поддается лечению?

– Подходы к лечению бывают разные. В тяжелых случаях – медикаментозные, когда применяются препараты, помогающие созреванию растущего головного мозга, формированию новых связей и улучшению обменных процессов. На это же направлено и обучение. Очень активно его следует проводить до подросткового возраста. И в детский сад, и в школу ребенка важно водить больше не для того, чтобы он выучил какие-то законы математики или физики, которые потом в жизни он, бывает, редко применяет, а для того, чтобы развивались его мышление и память и больше формировалось этих связей, которые в последующем он будет использовать в жизни.

– А что собой представляют эти связи?

– Это отростки нервных клеток и цепочки из них. И внимание ребенка зависит от того, насколько их много и насколько хороша их проводимость. Именно для налаживания этих связей очень важна работа психолога, который учит ребенка концентрировать внимание. Важно и родителям, и учителям задействовать при обращении к такому малышу сразу несколько анализаторов – звуковой, зрительный и тактильный. Когда вы просто говорите ему что-то, он сидит, смотрит в сторону и не реагирует на вашу речь. И мама жалуется: “Меня не слышит мой ребенок, занимается своим делом и не обращает на меня внимания”. На самом деле ребенок и слышит конкретно этот сигнал, но не выделяет его в своем внимании. И при обращении к такому ребенку нужно постараться, чтобы он не только услышал вашу речь, обратил внимание на ваш взгляд, но и дотронуться до него рукой. И когда задействованы как минимум три этих анализатора, ребенку легче сконцентрироваться на том, что ему говорят.

Педагоги не успевают

– Отчего возникают такие проблемы?

– К сожалению, четко обозначенных причин этого явления нет. Часто оно передается по наследству. К подростковому возрасту этот синдром, лечат его или не лечат, как правило, сглаживается самостоятельно. Самая большая проблема здесь в том, что таких детей обычно считают хулиганами. На самом деле это не так. Просто ребенок физиологически не может реагировать на все поступающие сигналы и не может выбирать отдельные из них, как все остальные. Хотя, в принципе, это не считается заболеванием, которое препятствует обучению в общеобразовательной школе, и не должно быть рекомендацией для вывода такого ребенка из общего обучения. Но в наше время педагогам трудно организовать работу с такими детьми в условиях классов, где обучается 40 и более детей, потому они часто настаивают на переводе таких детей на домашнее обучение. Но это неправильно.

– Насколько часто встречается такое явление?

– Я думаю, что в параллели из трех-четырех первых классов, как правило, по три таких ребенка есть. А в более тяжелых формах на 100 детей младшей школьной группы встречается по 1–2 ребенка.

Поможет спорт

– Какие рекомендации вы дадите родителям?

– Обязательно обратиться к врачу-невропатологу либо к психотерапевту. В редких случаях этот синдром может быть следствием черепно-мозговых травм, перенесенных инфекций и иных неврологических и психических расстройств. Желательно также, чтобы такой ребенок занимался спортом, потому что целенаправленная двигательная активность ускоряет созревание центральной нервной системы. Но спорт не должен носить соревновательный характер, потому что это может привести ребенка к эмоциональному перевозбуждению. Лучше заниматься, например, плаванием, даже сама по себе вода оказывает благотворное релаксирующее действие. Либо какими-то мягкими боевыми искусствами, где соревновательный компонент сведен до минимума, – айкидо, ушу. Еще при дефиците внимания применяют определенные методики, которые улучшают концентрацию внимания. Самое простое – это подсчитывание в тексте определенных букв по секундомеру. Например, сколько букв “а” в абзаце. Хорошо воздействует на таких детей иппотерапия. Как правило, общение с животным успокаивает ребенка. Благотворно действует и тепло, исходящее от тела лошади. Оно ослабляет мышечное напряжение, и ребенок становится спокойнее. Вообще общение с любыми животными – собаками, кошками, рыбками – как правило, хорошо действует на любых деток.