Неподкупная "ГАИ" - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Неподкупная "ГАИ"

Неподкупная "ГАИ"

Почему немецкая дорожная полиция довольна своей службой и никогда не берет взяток.

  • 9 Января 2009
  • 1301
Фото - Caravan.kz

Некий холостяк из восточногерманского Цвиккау отыскал в Мировой паутине невесту и минувшей осенью отправился в Россию на собственном BMW. Доехал только до чувашского поста «Хыркасы», где был остановлен капитаном ГИБДД.

28-летний инженер знал, куда направляется, и к путешествию подготовился основательно. Он сразу вытащил бутылку газированного вина «Mumm» по ностальгической для постсоветского пространства цене 3,62 евро и попытался при свидетелях вложить ее в натруженную ладонь блюстителя российского порядка.

Обида оскорбленного постового была настолько велика, что нарушителя скоростного режима тотчас послали в райсуд, где «взяткодатель» был приговорен к штрафу в 50 тысяч рублей.

– Как можно было предлагать деньги офицеру дорожной полиции?! – уже дома недоумевал перед телекамерами горе-жених. (Русская девушка с таким «тупоумным жлобом» принципиально отказалась даже встречаться.)

Приглашенный в студию оберкомиссар согласно кивал головой:

– Если бы этот парень протянул мне или напарнику даже тысячу, это закончилось бы для него тюрьмой.

– А пять тысяч? – провокационно подбрасывал ведущий. – А десять?

– Считайте сами, – невозмутимо хмыкнул патрульный. – Если я попадусь, потеряю работу с ежемесячным окладом 3470 евро. За 25 лет моей службы это будет миллион с лишним. Пенсия потом получится тысячи три в месяц. Пользоваться ею я рассчитываю лет двадцать. Это еще 720 тысяч. Всякие там страховки и прочие социальные льготы за данный период – тысяч триста пятьдесят. Итого сколько я могу потерять из-за каких-то 10 тысяч? Больше двух миллионов!

И потом… Какими деньгами можно измерить свой душевный покой?

Предупреждать, а не вылавливать

Без самоуважения не мыслит жизни и обер-комиссар Арнольд Кальверт. Ему 49 лет, но выглядит “дядюшка Арнольд” лет на пятнадцать моложе. “Дядюшкой” этого подтянутого усача, отдавшего борьбе с нарушителями правил дорожного движения два десятилетия, зовут все молодые коллеги из Людвигсбургского “ревира” федеральной земли Баден-Вюртемберг. Участок этот непростой: более пятисот тысяч населения, сто подконтрольных километров автобана “B10“ – Штутгарт – Пфорцхейм и “B 27“ – Людвигсбург – Хайльбронн, насыщенность легковым автотранспортом составляет 650 единиц на каждую тысячу населения.

– Но ситуация на дорогах достаточно стабильная, – довольно улыбается Арнольд. Он на память сыплет статистическими выкладками:

– При интенсивности движения в среднем 350 тысяч единиц транспорта за сутки во вверенном нашему отделению квадрате разного уровня ЧП зафиксировано 10 367. То есть на пульт поступает полтора-два сообщения каждый час. Но это, как правило, легкие аварии. Ведь особо тяжких происшествий, слава Господу, у нас не так уж и много. За минувший год погибло 23 водителя и пассажира в 22 авариях. На конец 2008 года – 20 летальных исходов…

Герр Кальверт забыл при этом упомянуть очень важную деталь. В отличие от той же казахстанской практики, к примеру, в графу “ДТП со смертельным исходом“ немцы заносят даже такие аварии, после которых раненый живет еще 30 суток.

Напарником “дядюшки Арнольда” сразу после полицейской академии была назначена улыбчивая Агнетта. Несмотря на весьма объемистую фигуру, склонная к полноте девушка пока что очень успешно сдает все жесткие нормативы, предъявляемые к физической форме германского полицейского. Ведь в этой стране “пивное брюхо” или чрезмерная одышка для людей в погонах равносильны профессиональной дисквалификации.

Выносливость же экипажу дорожной полиции требуется постоянно. На службе Арнольду и Агнетте приходится находиться не менее 200 часов в месяц.

После непростых согласований с высшими полицейскими чинами на одну из таких 12-часовых смен напросился и ваш корреспондент.

Для того чтобы успеть в штаб подразделения на развод, Арнольд обязан просыпаться в 4 утра. Езды ему до места службы километров пятьдесят. Но инспектор доволен: аренда за добротный двухэтажный особняк выплачена полностью, двое сыновей и дочь получили высшее образование и его жене – домохозяйке Монике есть чем заняться: под окнами особняка раскинулась просторная цветочная оранжерея.

В конференц-зале отделения дорожной полиции дежурной смене ставится будничная задача: сразу пять экипажей этим воскресным днем будут целенаправленно проверять велосипедистов. А то ведь за минувший год только в Людвигсбурге они стали виновниками 285 происшествий, завершившихся 63 телесными повреждениями, в том числе и очень тяжкими.

Наш же “Фольксваген” под номером 243 будет в этот раз рассекать по автобанам. Вообще-то немецкие полицейские нарушителей на скоростных трассах не подкарауливают. Напротив, о местах, где обычно находится патрульная машина или установлена автоматика, фиксирующая на камеру нарушителей, загодя предупреждают дорожные знаки. Ведь главная стратегическая линия немецкой “ГАИ” – предупредить нарушение, а не пополнить городскую казну очередным штрафом.

Подтверждений тому много. Но одним из самых поучительных можно назвать государственную федеральную программу “SAFE-NET PLUS”.

Расшифровывается это как “Дальнейшее распространение опыта безопасного вождения среди начинающих водителей”. Новичков всячески заманивают на дополнительные курсы. Для этого даже разработан комплекс льгот. Член “SAFE-NET PLUS” может получить в аренду новую машину на куда более выгодных условиях, чем “простой смертный”. А если выпускник автошколы во время дополнительного обучения еще и выделится отличными итоговыми оценками, страховая компания “DAS” предоставит ему особо выгодный базовый тариф. В нем взнос вдвое меньше обычного, а компенсация, в случае чего, на 10 процентов больше.

Это позволяет сэкономить не менее 2000 евро за год. Если же прибавить еще и премиальные в размере 250 евро от фирмы “TOTAL”, становится понятно, почему так много экономных немецких юношей и девушек после дорогостоящих автошкол продолжают совершенствовать свои водительские навыки в “SAFE-NET PLUS”.

Когда мелочей не бывает

Наш экипаж едет к стоянкам международных дальнобойщиков. Именно они являются главной головной болью немецкой дорожной полиции. Арнольду не однажды приходилось осуществлять рейды “по гражданке”. Это когда и ты не в форме, и автомобиль, оснащенный замаскированной видеокамерой, ничем не отличается от обыкновенных.

На пленке иногда фиксируются просто чудеса вождения. Ведь иные “мастера” на идеально ровных бетонках Германии умудряются придерживать рулевое колесо… ногами. Просматривая на ходу газеты, готовя себе кофе на спиртовке, переодеваясь или даже… раздевая женщину, прихваченную где-нибудь по дороге.

Но в этот раз задачей экипажа будет техконтроль транспорта и упаковки груза. Для выполнения этой довольно сложной задачи у “дядюшки Арнольда” есть кроме богатых практических навыков и специальных курсов по правильному креплению габаритных грузов довольно много разного рода измерительной аппаратуры в салоне и багажнике служебного автомобиля. А вскоре технический арсенал немецкого дорожного полицейского станет еще богаче.

С утра и до обеда Арнольд с Агнеттой возились с пятью болгарскими, венгерскими и польскими фурами. В них рулоны бумаги, ящики с мебелью и упаковки с овощными консервами оказались настолько плохо закреплены, что могли попросту выпасть на ходу. Заодно полицейские дотошно проверили тормоза, рулевое управление, осветительную систему, состояние шин, рессор и шасси…

Для столь трудоемкой и далеко не стерильной процедуры стражи порядка облачились в специальные одноразовые комбинезоны.

А затем началось самое главное – нашим читателям наверняка интересное, но весьма неприятное для проштрафившихся водителей…

(Окончание следует)

* * *

В табели о рангах стран Евросоюза дороги ФРГ считаются не только самыми благоустроенными, но и безопасными. Если 38 лет назад здесь погибло от столкновений, опрокидываний и наездов 19 193 человека, то в 2002 году таковых было 6842. В прошлом же году Германия недосчиталась 5094 жизней, потерянных из-за ДТП.

Снижение смертности на немецких дорогах продолжается вот уже несколько десятилетий подряд.

* * *

Общество “Verband Deutscher Automobil Tuner e.V.” (VDAT) разработало для патрулирования германских автобанов самый быстрый в мире седан “Brabus CLS V12 S Rocket”. Этот полицейский вариант построен на базе “Mercedes-Benz CLS” с движком в 730 лошадиных сил и максимальной скоростью 362 км/ч. До ста километров разгоняется за 4 секунды, 200 км/час “берет” за 10,5 секунды, все триста доступны через полминуты…

Кроме того, во все подразделения немецкой “ГАИ” уже начинают поступать цифровые тахометры, позволяющие накапливать информацию о режиме движения транспорта восемь суток подряд. Эти данные прямо в машине могут быть перенесены в бортовой компьютер или распечатаны с прибора.

Не исключено, что уже в следующем году в небе Германии появятся малогабаритные беспилотные аппараты, способные осуществлять видеоконтроль территории в радиусе до 10 километров.

Особой гордостью немецких стражей порядка является принципиально новый генератор электромагнитного излучения, способный заглушить работу двигателя любого транспорта в радиусе не менее 600 метров.

Для принудительного торможения преследуемого авто будет внедряться особое устройство, действующее по принципу раскрывания остановочной системы за счет пиротехнического заряда после проезда через него передних колес транспорта.

Что же до государственной заботы о каждом страже порядка, то тут удельный вес расходов на выплату денежного довольствия полиции ФРГ от общей суммы расходов на нее составляет аж 90 процентов!

Сергей ЗОЛОВКИН, наш собственный корреспондент в Германии, Штутгарт – Людвигсбург