Бывало, как заслышу: «Создан штаб по уборке территории» или: «Штаб посевной расположился прямо на поле», — так начинается какой-то дискомфорт в организме, словно вот-вот зуб заноет. Ну, в самом деле — не гражданская же, не сорок первый год! Над нашими головами — мирное время, к чему такое военизированное педалирование?
Штаб — это значит: шифровки, карты с нарисованными стрелками, скрипучие портупеи, срочно отправьте донесение …
Со временем советская нарочитость исчезла, слово стало встречаться, как и положено, только в фильмах о военных операциях — исторических или современных, по борьбе с терроризмом. В киношных штабах при экстренных ситуациях по-прежнему совещаются умные генералы и разведчики, добавилось разве что мерцание компьютерных мониторов. Но вот на днях опять меня, лингвиста эдакого, шарахнуло.
Премьер-министр Карим Масимов поручил акиматам областей создать штабы по контролю за уровнем безработицы. «Акимам областей нужно определить одного из своих заместителей, который создаст региональный областной штаб, который будет сводиться здесь на уровне правительства», — сказал он. Поистине: кто на ком стоял…
Впрочем, умение внятно излагать мысли — тема отдельная. Сейчас можно предположить, что все названия ударных сил по преодолению тех или иных явлений уже заняты. С коррупцией борются комиссии, с бедностью — рабочие группы и т.д. Множество чиновников у нас в стране пишут планы и — как следствие — отчеты, а также получают зарплату за то, что входят в состав различных новообразований. Слов на всех не хватает. Для безработицы остался только штаб.
Каким образом он сможет контролировать ее уровень — неизвестно. То есть, это примерно то же самое, как если бы человека поставить рядом с извергающимся вулканом и приказать ему контролировать скорость лавы. Пардон, не человека — а целый штаб. Безработица нынче также стихийна, как подземные процессы, и чтобы, как минимум, видеть ее причины, необходимо добраться по течению лавы к начальной точке — самому ядру. Как известно, недавно акиматы подписали с 1018 компаниями специальные меморандумы, обязывающие работодателей сдерживать массовые увольнения. Но, по мнению представителей профсоюзов, система эта довольно шаткая, и будет поддерживаться только пока выгодно самим компаниям.
«Мы один раз в месяц на уровне правительства на селекторном совещании будем заслушивать отчеты», — строго предупредил премьер. Надо полагать, теперь кривая безработицы неуклонно устремится вниз…