“Рука наткнулась на что-то липкое. Гляжу – кровь”
Было это почти пять лет назад. В тот злосчастный вечер 9 апреля Дима праздновал свой день рождения. Ему исполнилось 25 – юбилей. Он в кругу своих друзей, среди которых были и бывшие одноклубники по “Кайрату”, сидел в одном из ресторанов Алматы. За столом то и дело раздавался дружный смех. В общем, ничто не предвещало чего-либо, что могло испортить праздник. Тем более Дима только подписал выгодный контракт с “Актобе”, в расположение коего должен был отбыть через пару дней. Вдруг позвонил товарищ Бякова по “Кайрату” Алибек Булешев. Родились они в один день, но в разные годы. Этому форварду алматинцев в тот день “стукнуло” 22. Друзья поздравили друг друга и решили продолжить вечер в общем кругу. Компания Бякова отправилась в популярное алматинское заведение, где находился Алибек со своей компанией…
Душевно посидев, друзья решили отправляться по домам. Уже почти все вышли на улицу, но Бяков задержался. Друзья ждали его на улице. Спустя несколько минут Дима появился – держался он как-то странно. Вроде и выпил немного (шутка ли, на носу начало чемпионата), а покачивался, взгляд затуманенный, еле переступал с ноги на ногу.
– Я спрашиваю: “Димон, все нормально?”, а он мне говорит: “Алый, что-то плохо мне”, – вспоминает тот вечер друг Бякова и бывший одноклубник по “Кайрату” Али Алиев. – Подхватываю его, а рука наткнулась на что-то мокрое и липкое. Гляжу – кровь. Не понял, смотрю, а у Димы рана на груди.
Страшная ночь
Как раз в тот момент, когда компания покидала ресторан, в соседнем зале завязалась драка. Последним выходил Бяков. Один из участников потасовки сказал что-то обидное ему, тот не стерпел. Завязалась драка, в которой один из нападавших ударил Дмитрия ножом в область сердца.
– Порез был очень глубокий, – продолжает Алиев. – Я был в шоке. Рядом находились супруга Димы и наш общий товарищ. Мы быстро положили его на заднее сиденье, я сел за руль Nissan Maxima нашего друга. От растерянности и волнения повез его в челюстно-лицевую больницу №5, что находится на проспекте Достык. Не помню, с какой скоростью ехал, но правил точно не соблюдал, пролетал на красный. Благо время было за полночь. Машин нет. Все делал на автомате. Оглядываюсь назад, а Дима лежит как-то странно: голова запрокинута, глаза выпучены как-то нереально…
Наверное, Всевышний был с нами. В ту ночь дежурил очень хороший врач – Татьяна Алексеевна Роденкова. Она быстро разрезала у Димы рубашку, вставила капельницу и увезла в операционную. Его жена рыдает. Я дрожу весь. А тут еще звонок от друзей, что остались возле ресторана: Ерлан Джаугашев, мой одноклубник и земляк Димы, тоже ранен! Я выскочил на улицу, сел в машину и помчался назад. Оказывается, Ерлан пошел разбираться с теми, кто пырнул Димку.
Приезжаю – “скорая”, полиция. Ерлан получил несколько ножевых ранений. Нас повезли в Медеуское РОВД для выяснения обстоятельств. Официанты подтвердили, что нас не было среди дравшихся.
Я вернулся в больницу к Диме. А его уже перевезли в 12-ю городскую больницу. Справились у врачей о состоянии Димы, а они говорят: “Бьемся за его жизнь, если дотянет до утра, то, может, и выживет”. Что делать? Остался ждать до утра. А уже потом, когда врачи сказали, что вроде все нормально, поехал домой. А на следующий день – старт чемпионата Казахстана!
“Ему бы выжить!”
О случившемся тогдашний главный тренер “Актобе” Вахид Масудов узнал от журналиста. Бяков был одним из его любимцев. Находясь в Актобе, Масудов всегда старался быть в курсе дел Димы. Спустя четыре года Масудов ответил на вопрос о Бякове так: “Для меня этот футболист не существует”. Причиной такого выпада послужил переход Димы из карагандинского “Шахтера”, в котором затем работал Масудов, в “Астану”. Но об этом немного позже.
– Когда я спросил у врачей, сможет ли Дима вернуться на поле и продолжить карьеру, они ответили: “Вы что говорите?! Ему бы выжить!”.
Два месяца провел Бяков в больнице. Пострадал и клуб “Актобе”, за который Дима так и не сыграл. Ведь деньги за игрока уплачены! Да и сам Бяков не знал, что делать дальше. Оправившись от удара судьбы, Дмитрий стал потихоньку тренироваться, когда рана затянулась и шрам подсох. Спустя несколько месяцев он сыграл свой первый матч. Правда, на любительском уровне. Потом Бяков стал подумывать о возвращении в большой футбол.
Казахстанский феномен
В то, что Дмитрий сможет заиграть на прежнем своем уровне, мягко говоря, мало кто верил. Главным образом потому, что никогда не считался образцовым футболистом. Когда надо было отметить кого-то за рвение в тренировках или соблюдение спортивного режима, то тренеры фамилию “Бяков” не называли. Но Дмитрий сумел сделать то, чего от него, возможно, никто не ожидал. После ранения в апреле 2003 года он в 2005-м снова стал играть в чемпионате Казахстана. Сначала – защитником. А в 2006 году – на позиции нападающего. Причем в атаку Бякова определил не кто иной, как главный тренер сборной нашей страны голландец Арно Пайперс.
Бяков стал лучшим бомбардиром команды Казахстана в отборочном цикле чемпионата Европы. На его счету – 5 мячей в ворота сборных Португалии, Польши, Финляндии, Бельгии и Азербайджана. Причем 3 из 5 голов Дмитрий забил в выездных матчах. Обратив внимание на нашего футболиста, европейцы и предположить не могли, что его участие даже в чемпионате Казахстана было под очень большим вопросом.
Обида Масудова…
Уговорить руководство Футбольного союза допустить Бякова к чемпионату Казахстана было сложно. Но старания Вахида Масудова дали свои плоды. В итоге решили, что Дима будет перед каждым матчем писать расписку. Мол, в случае, если со мною что случится, прошу не винить в этом никого.
В сезоне-2005 Бяков был заявлен за карагандинский “Шахтер”, который в то время как раз тренировал Вахид Масудов. Прошло полгода, “Шахтер” выступил неплохо, а Бяков частенько выходил на поле. Но к чемпионату Казахстана 2006 года он готовился уже в другом клубе – “Астане”. Дмитрия вновь начали вызывать в сборную, он впервые стал чемпионом Казахстана. Все для нашего героя складывалось замечательно, если не считать, что испортились отношения с Вахидом Масудовым, который вернул его в футбол.
Но Вахид Юнусович – не единственный, кто отказался от разговора о Диме. Его детский тренер Рафик Наргилов, давший ему дорогу в большой футбол, тоже не стал комментировать их отношения.
Когда-то Рафик Хамидович увидел паренька, играющего в баскетбол, и понял, что это будущая звезда. Трудится Наргилов в городе Есике, что под Алматы, Бяков же родом из поселка Балтабай, что в нескольких километрах от Есика.
Наргилов убедил родителей отдать мальчишку в футбол. Ежедневно на тренировки Дима приезжать не мог, но регулярно участвовал во всех турнирах за есикское отделение ЦСКА. Бывало, что денег на проезд у Дмитрия не было, все расходы брал на себя Наргилов. А затем, считает Рафик Хамидович, Дмитрий отказался от своего наставника, заявив, например, что он самоучка. Забыв, как тренер возил его на все соревнования, уговаривая коллег, тренировавших различные сборные района, области и республики, взять Бякова в команду, чтобы тот мог набраться опыта.
Куда выведет коридор судьбы?
“У Бякова натура игрока, он игрок во всем”, – сказал о нем его детский тренер Рафик Наргилов. Действительно, Бяков – настоящий игрок. Во всем. О его пристрастии к азартным играм ходят легенды. Некоторые знающие его люди утверждают, что он даже как-то проиграл в казино свой “Мерседес”. Но это, как говорится, из области кулуарных разговоров…
В начале 2007 года он покинул “Астану” и перебрался в “Алма-Ату”. А в январе 2008-го у Дмитрия был шанс продолжить карьеру в России. В январе Бяков побывал на смотринах в раменском “Сатурне” – одной из самых богатых российских команд. Но убедить тренерский штаб раменчан в том, что с ним надо заключать контракт, казахстанец не сумел. Потом вроде бы появился вариант с грозненским “Тереком”, но его Бяков отклонил сам и решил перейти в “Актобе”. Чемпион страны был рад видеть у себя сборника, но тот так и не приехал на сборы команды и снова стал игроком “Астаны”.
Такая вот судьба у лучшего бомбардира сборной Казахстана в отборочном цикле ЕВРО-2008. Человека, несомненно, талантливого…
Как тут не вспомнить птицу Феникс, восставшую из пепла. Именно с этой птицей Бякова сравнивали после его возвращения в футбол. Сейчас о Дмитрии говорят, что он идет по жизненному коридору, не зная точного направления. Куда этот коридор выведет, не ясно никому. Но в том, что талантливый футболист еще наделает шуму на поле и вне его, никто не сомневается… Уж такая это птица, Дима Бяков…