"Неономады спасут мир": для чего человечеству советуют перейти на кочевое скотоводство - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Неономады спасут мир": для чего человечеству советуют перейти на кочевое скотоводство

"Неономады спасут мир": для чего человечеству советуют перейти на кочевое скотоводство

Трехтысячелетнее "ноу-хау" от кочевников предлагает казахстанский автор в качестве решения глобальных экологических проблем.

  • 16 Июня 2020
  • 5424
Фото - Caravan.kz

Время для возрождения

Недавно Данияр БАЙДАРАЛИН, исследователь, исторический реконструктор, писатель и художник, выпустил книгу на английском языке “Как неономады спасут мир”, в которой советует человечеству перейти на… кочевое скотоводство. При этом автор подчеркивает, что его теория не утопическая, как бы непривычно она ни звучала для современников. Кочевой номадизм, как известно из истории, прошел испытание и временем, и людьми.

– В данном случае идея проверенная, истории кочевой цивилизации 3 000 лет, мы ее апгрейдим и запускаем заново, – считает автор. – То, что всей планете грозит экологическая катастрофа, ученые говорят давно, я об этом слышу еще со времен Советского Союза. В частности, проблема опустынивания земель является одной из самых серьезных – ежегодно мы теряем миллионы гектаров плодородных земель во всем мире. Единственное гуманное позитивное решение этой проблемы – применение нашего “ноу-хау”.

Чисто исторически Казахстан был последним большим евразийским кочевым пространством.

На время Золотой Орды пришелся пик этой цивилизации, она распалась на несколько ханств, их один за другим поглощали оседлые государства, и в конце осталось только два – Джунгария и Казахское ханство. Первую ассимилировал Китай, наше ханство еще какое-то время держалось. Получается, что у нас самая свежая историческая память, многие люди еще не забыли, что значит быть номадами, то есть эта традиция у нас сохранилась буквально в живом виде, есть еще опыт кочевых казахов Монголии и Китая.

Собственно в переходе на новую хозяйственную деятельность Данияр Байдаралин, как потомок тех кочевников, видит не только спасительное решение для глобальных проблем экологии, но и возможность Казахстану кормить себя и мир животноводческой продукцией.

– Цены на нефть и газ упали. Потребление их, соответственно, тоже снизилось. Модель экспорта природных ресурсов начинает себя исчерпывать, мы видим ранние признаки того, что эта “лавочка” может прикрыться. Какое-то время мы продержались на нефти, но что будет, если этот источник доходов станет больше недоступным? Встают большие вопросы – чем нашей стране заниматься дальше, чем себя прокормить и что дать миру? Ясно, что мы не можем быть какой-то высокотехнологичной страной, что у нас ни леса, ни воды, ни человеческих ресурсов, ни чего-то такого, что есть у остального мира, нет.

Если бы Казахстан сейчас окружили забором и никакие товары не могли бы сюда попасть и быть вывезенными, чем мы могли себя прокормить?

Это вполне отражает нынешнюю реальность, потому что границы закрыты, логистические цепочки прерваны и т. д.

Сейчас сама ситуация диктует нам возрождать кочевое животноводство! Эта единственная форма масштабной экономической деятельности, которая на нашей территории возможна помимо добычи ископаемых. Именно кочевым животноводством мы могли бы заниматься сами, без оглядки на других. Для этого не нужно какое-то сложное оборудование, только – скот и люди. Мы можем предложить миру экологически чистую продукцию: мясо, молоко, шерсть, кожу, а также побочные продукты – сухожилия, кости.

Неокочевая цивилизация на разных континентах

Данияр Байдаралин выделяет 5 географических зон, где неокочевая цивилизация была бы возможна. Прежде всего, необходимы схожие природно-климатические условия, по сути – это ареал, где исторически подобное уже существовало – Австралия, Северная и Южная Америка, Африка и Евразия. ДНК "золотых людей": в истории происхождения казахов почти не осталось белых пятен

– На сегодня города – это раковые опухоли на теле Земли, с экологической точки зрения. В городах температура всегда на несколько градусов выше, чем во внешней среде, они нарушают миграционные пути животных, круговорот воды и воздуха в природе. И если продолжать в таком же направлении их развивать, в конце концов, они поглотят все пригодные для хозяйственной деятельности земли, как это у нас происходит в Алматинской области, – говорит он. – Как могла бы выглядеть современная кочевка? Когда номады пересели на лошадь, то в разы выросла способность человека пасти скот. Именно здесь начинают работать современные технологии, которые могут сделать кочевой образ жизни проще, доступнее. То есть экономическая модель остается прежней, а технологическая – другой. К лошадям можно прибавить еще и автомобили, GPS-спутники, дроны, возможность чипировать и дистанционно пасти скот. В чем преимущество этой модели? Она не требует технологий будущего, а только те, которые уже существуют, и наш многотысячелетний опыт. С помощью научных расчетов всё это цифровизируем, ставим на промышленный поток.

Поскольку мы живем в XXI веке, то необязательно возвращаться к старым моделям, например, жить в юртах, вместо этого предлагаю, как вариант, использовать оборудованные для жилья автобусы, так называемые residential vehicles (RV). Фактически это древняя кочевая кибитка, но на современной платформе, в ней можно жить, ночевать, принимать горячий душ, готовить еду, иметь комфортный туалет, и при этом следовать за своим скотом.

Мы никуда от этого не убежим

В чем польза кочевого скотоводства для мировой экологии, в частности, в борьбе с опустыниванием?

– Речь о том, что огромные стада скота перемещаются с места на место, этот процесс известен как сезонные кочевки, копытами они взрыхляют землю и тут же ее удобряют своими испражнениями.

Таким образом, скот является спасителем природы, полезной интегральной частью экосистемы, а в пустынных и полупустынных землях восстанавливается слой плодородной почвы.

И такой способ является гуманным, низкотехнологичным и очень дешевым. У нас вообще 80–90 процентов земель в Казахстане стоят пустые. Чтобы озеленить их современными способами, уйдет очень много ресурсов. Ведь почему кочевая экономика возникла здесь исторически? Потому что никакие другие не были возможны. Может показаться, что сейчас мы стали намного продвинутее или что у нас появились волшебные возможности, но фактически – нет. У современных проектов высокая стоимость, они очень трудоемкие, а КПД – низкий. А то, что здесь было исторически, – это решение. Это не утопия, потому что мы точно знаем, что это уже делали тысячи лет! Мы никуда от этого не убежим и не нужно с этим бороться.

Откуда возникла эта мысль? В 2013 году я услышал выступление эколога Алана Савори на TEDex о проблеме опустынивания в Африке. По его мнению и опыту внедрения этой методики, именно разведению и миграции огромных стад животных отводится главная роль в процессе восстановления деградированной почвы. Кстати, об этом упоминали и русские исследователи, Левшин описывал, что, двигаясь по великой степи, скот кочевников помогает удобрять землю и является частью природы степи. У нас в стране многие понимают, что это естественно и неизбежно в природно-климатических условиях Казахстана, поэтому единомышленников достаточно. Например, на эту тему есть интересная книга Марата Акыша и Мухтара Туякбаева “Новые номады и Великая степь. Как восстановить мобильное пастбищное животноводство Казахстана и сделать его эффективным и прибыльным”.

Также, по мнению автора, неокочевой образ жизни мог бы избавить человечество от огромного чувства вины перед природой – за свою губительную жизнедеятельность для планеты. Ведь неокочевники каждую секунду своего существования осознают, что они делают полезное дело для нашей планеты и человечества.

АЛМАТЫ