В 2009 году Узбекистан уже объявил о том, что с 1 января 2010 года вводит запрет на ввоз автобусов и грузовиков ниже стандарта «Евро-3». Под шумок о запрете узбекские власти практически полностью перекрыли конвертацию (она в Узбекистане жестко регулируется Центральным банком как регулятором всей банковской системы) фирмам, представляющим российские автомобильные заводы.
Кроме того, Ташкент практически запретил потребительское кредитование автомобилей иностранного производства, также обложил импортные авто дополнительным дорожным налогом.
Поплакаться в жилетку
Российские автомобилестроители предлагают ввести ответные меры по отношению к автомобилям GM Uzbekistan, поставляемым в Россию. Так, предполагается увязать конвертацию валюты за импортируемые из Узбекистана автомобили с конвертацией денежных средств за российские автомобили, экспортируемые в Узбекистан, ввести акциз и дополнительный сбор на импортируемые из Узбекистана автомобили.
Как отмечают авторы письма «такие меры будут способствовать созданию равных условий для ведения внешнеэкономической деятельности двух государств». Скорее всего, инициатива исходила от «АвтоВАЗа», так как его продукция напрямую конкурирует с автомобилями Daewoo, выпущенными на GM Uzbekistan.
Представители «АвтоВАЗа» отмечают, что компания недовольна не конкуренцией в России, а сложностями ведения бизнеса в Узбекистане. Но в эти утверждения верить довольно сложно. Достаточно бегло просмотреть, как российский автопроизводитель реагировал на «узбечек» весной текущего года. Тогда с письмом на имя заместителя министра экономического развития РФ Андрея Клепача обратился президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. И тогда тоже Узбекистан обвиняли в искусственном создании барьеров для экспорта российских автомобилей, и предлагали в ответ ввести пошлины на ввоз Daewoo, а также повысить НДС, уплачиваемый с узбекских машин.
Теперь еще одно письмо уже на имя российского премьера. Обращение на более высокий уровень, а претензии одни и те же. Вполне даже объяснимые. Президент и премьер РФ прекрасно понимают, что узбекскими властями ведется целенаправленная политика вытеснения с узбекского рынка автомобилей иностранного производства. Все это делается для поддержки GM Uzbekistan. Проблемы с конвертацией, естественно, есть и будут. Но…
Но на «АвтоВАЗе» тоже лукавят, когда говорят о том, что хотят цивилизованно работать на узбекском рынке. Цель, понятное дело, рынок российский. Российский производитель хочет избавиться от конкурента не в Узбекистане, а в России. В прошлом году «АвтоВАЗ» продал в Узбекистане всего 8920 автомобилей (1,2 процента от объема продаж) в то время как в самой России автомобили завода Daewoo Matiz и Daewoo Nexia находятся среди 15 самых продаваемых авто, а стоят не дороже, чем машины российского концерна.
Доля «АвтоВАЗа» на рынке Узбекистана составляет более 10 процентов.
Следует отметить, что GM Uzbekistan выпускает шесть моделей, включая Daewoo Nexia и Daewoo Matiz. За 10 месяцев 2009 года в России было продано 23275 автомобилей марки Nexia и 19886 Matiz. По официальным данным всего на GM Uzbekistan было выпущено 144662 автомобиля. Почти треть из них — продана в России.
Руки связаны
Надежды российских автопроизводителей вряд ли осуществятся. Для того чтобы ввести ограничительные меры против «узбечек» российское правительство должно пойти на денонсацию соглашения о свободной торговле с Узбекистаном. По данному соглашению «узбечки», выходя на российский рынок, пошлиной не облагаются.
Согласно статье 1 «Соглашения о торговых отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан», подписанного 13 ноября 1992 года, «торговые отношения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан осуществляются по режиму свободной торговли».
При этом «договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на экспорт и/или импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории другой договаривающейся стороны». Тогда же Россия и Узбекистан договорились «не вводить в отношении импорта или экспорта товаров, подпадающих под действие настоящего Соглашения, какие-либо специальные ограничения или требования, которые в аналогичной ситуации не применяются к аналогичным товарам внутреннего производства или товарам, происходящим из третьих стран».
Вместе с тем стороны порешили «воздерживаться от применения количественных ограничений или эквивалентных им мер на экспорт и/или на импорт товаров в рамках настоящего соглашения».
И, наконец, Россия и Узбекистан «будут стремиться решать все вопросы, возникающие в связи с применением количественных ограничений путем консультаций».
Формально Узбекистан не нарушил ни одну из 18 имеющихся в соглашении статей. Поэтому российскому руководству придется выбрать один из двух возможных путей.
Первый путь, это денонсация соглашения и попытки подписать другое соглашение, где понятие «свободной торговли» будет отсутствовать. Но это может вызвать цепную реакцию у партнеров России по СНГ. Подобные соглашения Москвой подписаны со многими государствами СНГ.
Второй путь — остаться в правовом поле и не трогать соглашение, которое больнее всего ударит по узбекскому экспорту. У российского руководства есть один легитимный выход — введение норм Таможенного союза, что автоматически приведет к необходимости пересматривать все ранее подписанные соглашения.
Так что до полномасштабного функционирования Таможенного союза руки у российского правительства связаны. Но и потом Россию ожидают продолжительные по времени и нервные по настрою консультации с партнерами по СНГ.
Война план покажет
Россия словно магнит притягивает различного рода торговые войны. Надо также признать, что большая часть этих войн инициируется Москвой. Можно вспомнить запрет на ввоз грузинских и молдавских вин, молочных продуктов из Беларуси, мяса из Казахстана.
С Грузией и Молдовой все понятно: здесь политическая конъюнктура возобладала над здравым смыслом. Россия просто хотела экономическими рычагами надавить на политическое руководство стран, чтобы подкорректировать политику. И тогда, и сейчас ясно, что прогибаться под российским давлением никто и не собирался. В результате, пострадали молдавские и грузинские фермеры, виноделы, а потребительский рынок России недополучил продуктов.
Но давление России по отношению к двум основным партнерам в рамках Таможенного союза вызывает достаточно много вопросов. Может так случиться, что и после января 2010 года Москва будет втягивать Астану и Минск в инициируемые ею торговые войны. Ни Казахстану, ни Беларуси они не нужны.
Что же касается еще одной потенциально возможной войны с Узбекистаном по автомобилям, то перспективы ее вполне даже осязаемы. Россия прилагает титанические усилия, чтобы оградить отечественного производителя от конкуренции со стороны других производителей. Постепенно это превращается в идею-фикс, которая не имеет ничего общего со здравым смыслом.
Автомобилестроители, которые за достаточно продолжительное время существования в тепличных условиях не смогли создать конкурентоспособный товар, вряд ли это сделают, если с рынка каким-то образом уберут «узбечек». Они как стагнировали, так и будут стагнировать.
В свете обращения автопроизводителей на имя российского премьера, перед Владимиром Путиным две дороги. Первая, воспользоваться моментом учреждения Таможенного союза, чтобы пересмотреть соглашения о свободной торговле. Вызвав, тем самым, недовольство не только со стороны Узбекистана, но и других партнеров по СНГ. Доверять России станут меньше, или вообще перестанут. Вторая, сесть за стол переговоров с надеждой выработать взаимоприемлемое решение. Она более сложная и трудоемкая, но единственно возможная в сложившихся обстоятельствах.