Слишком много проблем приходится решать при вхождении на рынок РК, говорят немецкие бизнесмены. Поэтому никаких конкретных ответов на предложения казахстанской стороны стараются не давать.
Представители немецкой делегации во главе с послом ФРГ в РК Андреасом Кертингом во время визита в Западно-Казахстанскую область не скрывали своего интереса к региону, который в ближайшем будущем может стать одним из главных поставщиков продукции для предприятий, разрабатывающих Каспийский шельф.
Они хотят занять свое место в этом процессе. Отсюда не случаен сам визит посла в Западный Казахстан. Немецкие эксперты советуют германским предприятиям следить за развитием событий в Казахстане с тем, чтобы при тщательно взвешивая риски, занять хорошие исходные позиции в международной конкуренции для последующей коммерческой активности.
Сегодняшнее положение дел в казахстанской экономике особого воодушевления у немецких бизнесменов не вызывает, в первую очередь из-за низкого уровня ВВП на душу населения. Покупательная способность пресловутых «широких слоев» имеет ограниченные возможности. Однако как говорят сами немецкие специалисты, изучающие положение дел в нашей стране — ситуация может быстро измениться. За счет форсированной добычи нефти (запланировано до 2015 года 150-170 млн.т. и Казахстан мог бы входить в топ-десятку нефтедобывающих стран) и связанного с ней роста поступлении в валюте.
Средства будут направлены в финансирование проектов инфраструктуры, которые также смогли бы привести к значительному повышению жизненного уровня. В перспективе значительно возрастет интерес к Казахстану в сфере специализированных предприятий в нефтяной отрасли, коммуникациях, транспорте, оборудовании для нефтяной отрасли, далее последует интерес и к потребительским товарам. Вот здесь-то и могли бы занять свою нишу немецкие компании.
На сегодня в Казахстане нет крупных инвесторов из ФРГ. Представители немецкого посольства связывают это обстоятельство с тем, что крупные инвесторы РК заняты в нефтегазовой сфере, а в Германии нет таких компаний, как Аджип или ШевронТексако. В итоге немецкие инвестиции составляют всего несколько сотен миллионов евро. А если еще учесть, что немцы очень осмотрительны в бизнесе, то можно понять их нерасторопность.
Германские фирмы имеют претензии к неудовлетворительным рамочным условиям: имеется в виду недостаточное соблюдение договорных условий, отсутствие правовой защищенности, вмешательство со стороны государственных органов в экономический процесс.
Немцы говорят, что Казахстан должен обеспечить правильные инвестиционные условия для зарубежных инвесторов и конкурировать с целым рядом других экономических зон. Пока самостоятельно вести бизнес в Казахстане немцы опасаются, основным видом их присутствия на казахстанском рынке является создание совместных предприятий. Будучи в ЗКО, представители посольства говорили о возможности создания здесь СП в различных сферах. С учетом нефтяного бума с привлечением капвложений и компаний с ценным опытом, немцы намерены участвовать в этом бизнесе. Они хотели бы предложить свои услуги в перерабатывающей сфере, в инжиниринге, в строительстве и в восстановлении трубопроводов, а также свои буровые станки.
Что касается участия Германии в нефтегазовом бизнесе, то, как отметил аким ЗКО Нургали Ашимов, в Германии очень высокий КИН-коэффициент изучения нефти и это при том, что страна не является нефтяной державой. «Достижения ФРГ в этой сфере мы должны использовать и на Карачаганаке»,- сказал глава ЗКО.
Реализация стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана вызывает особый интерес у немецкой стороны.
«Для нас интересны не только энергетические ресурсы, но и перерабатывающая промышленность», — подчеркнул посол ФРГ Андреас Кертинг. Казахстану необходимо выпускать конкурентоспособную продукцию, добавил немецкий дипломат, имея в виду предстоящее вступление РК в ВТО. Помощь Казахстану со стороны ФРГ во многом будет заключаться в информационном обеспечении о состоянии дел в Германии, налаживанию контактов, также будет оказано содействие при открытии представительств казахстанских фирм в ФРГ. Кроме того, казахстанские компании приглашены для участия в международных выставках, которые ежегодно проходят в Мюнхене и Ганновере.
Как отмечают эксперты, после визита в Казахстан в декабре прошлого года канцлера ФРГ Герхарда Шредера, товарооборот между двумя странами удвоился. Среди торговых партнеров Германии Казахстан занимает 54-е место. Что касается вывоза казахстанской сырой нефти в Германию (5,5млн.т), то этот показатель составляет 5,2% от общего импорта нефти Германии. Таким образом Казахстан занимает 6-е место среди стран, из которых импортируется нефть в Германию. Сама экономика Германии строго направлена на экспорт. Для Казахстана Германия второй импортер после России, и наша страна заинтересована в товарообмене с немцами.
В Западном Казахстане немецкая делегация увидела очень широкий спектр для вложений капитала, в первую очередь, в сфере малого и среднего бизнеса, а также машиностроении.
В ФРГ, основную долю в экономике составляет продукция малых предприятий и фирм, поэтому они заинтересованы в сотрудничестве с коллегами. Немецкая сельхозтехника и протравители во всем мире пользуются широким спросом из-за качества. Однако как отмечают сами представители немецкой экономики в РК, они очень дорогие, мол, не всякому фермеру по карману. Немецкие дипломаты говорят о заинтересованности в расширении торговли с Казахстаном, в использовании инвестиционных возможностей и получении доступа к сырьевым источникам. Однако реально для этого не очень много сделано. Одним из самых крупных немецких инвестиции в казахстанскую экономику является создание совместного предприятия «КазГерМунай» в Кзылорде и это, пожалуй, все.
Немцев пугает наша бюрократия и коррупция, но в последнее время они возлагают надежды на работу Совета иностранных инвесторов при президенте страны.
Пока же они изучают наш рынок, сколько на это уйдет времени, неизвестно, хотя все понимают, что определиться с собственной позицией, нужно не позднее двух ближайших лет.
Потом может не оказаться свободного «места под солнцем».