Нелегалы, мигранты, беженцы... - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нелегалы, мигранты, беженцы...

Нелегалы, мигранты, беженцы...

Наступит ли когда-нибудь то счастливое время, когда все мы станем гражданами мира? Когда не будет паспортов, виз, штампов, спецраспределителей, депортаций? Мечтать не вредно...

  • 5 Октября 2001
  • 2131
Фото - Caravan.kz

ООН забот хватает
В наши дни охота к перемене мест для многих — не столько роскошь, сколько средство выживания. Нет в мире стабильности. Сейчас на планете больше 22 миллионов беженцев. В ООН их проблемами занимается 20 тысяч человек, а расходы ведомства составляют один миллиард тенге. Пятьдесят лет назад в штате управления верховного комиссара ООН было всего тридцать три сотрудника, а его бюджет не превышал 300 тысяч долларов.
Полвека деятельности этой международной организации — не повод для празднования юбилея, заявлял в дни, когда отмечалась эта дата, верховный комиссар Садако Агато. Такое долголетие скорее говорит о беспомощности мирового сообщества в искоренении конфликтов, преследований, предрассудков, нищеты.Наша страна к беженцам привыкла. Большинство из них — чеченцы, есть таджики, афганцы, представители других стран. Чеченцы для казахстанцев — почти братья и сестры, которые приехали сюда погостить к родственникам, оставшимся со времен депортации в годы Великой отечественной войны. Когда в Чечне ситуация наладится, многие снова вернутся на родину. Как возвратились беженцы в Таджикистан, которых отправляли домой на средства управления верховного комиссара ООН. Помогало управление и уйгурским беженцам из СУАР, приезжавшим в прошлом году в нашу страну. Они были отправлены в скандинавские страны и США, поскольку здесь была опасность их выдачи. Управление обычно и решает такие деликатные вопросы.
По данным Агентства по миграции и демографии Казахстана, беженцев у нас больше тысячи. Но еще год назад Абдум Карим Гуль, глава представительства Управления верховного комиссара ООН, называл другую цифру — 18 тысяч человек нашли убежище в нашей республике. Разноречивые данные вызваны, видимо, тем, что у нас ведомство, занимающиеся их проблемами, совсем юная. И до сих пор в республике не создана правовая база для определения статуса беженцев. Проект закона о беженцев снова отправлен на доработку.
Опасная волна
Если Америка начнет операцию возмездия, наша республика сразу станет прифронтовым государством и вынуждена будет принимать волну мирных афганских жителей, бегущих от войны. Возможная гуманитарная катастрофа не зря называется катастрофой. Даже таджикские беженцы «достают» казахстанцев, а если в южных областях появятся десятки тысяч афганцев, это так или иначе скажется на местных жителях.
На южных рубежах Казахстана скапливается все больше беженцев. На пограничных землях между Афганистаном и Таджикистаном их десятки тысяч. По сведениям службы национальной безопасности Кыргызстана, на северных границах уже находится от ста до двухсот тысяч человек, желающих попасть через границы в страны СНГ. В Баткенской и Ошской областях готовятся фильтрационные лагеря.
Наша республика объявила о выделении четырех с половиной миллионов тенге на прием афганских казахов. Впрочем, это решение может обойтись государству даже дороже. В Афганистане живет около трехсот тысяч этнических казахов. Многие из них сейчас ищут убежища в Иране, Пакистане, Турции. Но эти страны спешно закрылись и нарушителей границ строго наказывают. Значит, этнические казахи могут вспомнить о своей исторической родине.
Пропуск будет осуществляться только через один коридор, в двух областях республики — Южно-Казахстанской и Жамбылской. Смогут ли власти организовать все так, чтобы и беженцам помочь, и местных жителей не подвергнуть инфекционным и прочим опасностям? В Афганистане уже два десятилетия свирепствует холера — инфекция, опасная тем, что холерный эмбрион передается водным путем. Сейчас там больше четырех тысяч больных холерой.
С эмигрантами могут прийти и другие инфекции — вирусный гепатит типа «А», кишечные инфекции, геморрагическая лихорадка, малярия. Поэтому принимать гостей лучше через фильтрационные пункты, чтобы выдержать инкубационный период. При холере, например, он составляет пять дней. Нужны изоляторы, специалисты, лаборатории. В обеих областях к такой работе готовы, но, если число беженцев превысит ожидаемое, с объемами можно и не справиться. Управление по ЧС Южно-Казахстанской области готовится к приему 25 тысяч человек. По предварительным данным, расходы на обеспечение палатками, теплом, водой, питанием, одеждой и бельем составят около 1 миллиарда тенге в месяц. Будут использоваться средства мобилизационного резерва.
В ЮКО взяты на учет 24 летних оздоровительных лагеря. В каждом может разместиться 200-300 человек, то есть всего около шести тысяч беженцев. Планируется обязательная изоляция, военизированная охрана, чтобы исключить контакты с местным населением.
Есть и другие опасения. С беженцами в страну могут прийти и каноны ислама, власть шариата. Вполне вероятно, что усилится поток наркотиков, ведь это основной вид бизнеса многих афганцев. Тогда государственным службам и структурам работы добавится.
В конфликте рождается истина
Конфликты и войны, видимо, всегда будут сопровождать человечество. Наконец-то появилась наука, которая пытается разработать методы разрешения конфликтов, их предупреждения. Это пока еще молодая наука, этакий сплав социологии, политологии, психологии. За рубежом к услугам этих специалистов обращаются и крупные компании, и небольшие фирмы, и отдельные группы, и граждане.
В Казахстане все это в эмбриональном состоянии, но первые шаги к развитию новой науки предпринимаются. Недавно в Алматы закончились занятия в четвертой международной летней школе по урегулированию конфликтов. В ней участвовали преподаватели вузов и представители неправительственных организаций из нашей республики, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Грузии. Ученые из Великобритании, США, России и Казахстана делились новейшими разработками, а его участники разрабатывали собственные проекты разрешения конфликтов. Главная задача — сделать их ненасильственными, решая их мирным путем. И тут нет ни рецептов, ни легких путей. В каждом отдельном случае надо искать причины, условия, в которых рожден конфликт. Чаще всего, как показывает жизнь, они возникают в связи с вопросами власти и контролем за ресурсами. Вполне возможно, если бы власть имущие больше прислушивались к таким исследованиям и предложениям, до вспышек насилия, кровопролития и террора не доходило бы.
Попытку разобраться в ситуации до возникновения конфликта сделали недавно в институте по освещению проблем войны и мира политологи, правозащитники и журналисты. Речь шла о депортации кыргызских граждан из южной столицы Казахстана. Акция, на взгляд наших соседей, может серьезно испортить отношения двух стран. Кыргызские граждане традиционно приезжают сюда торговать продуктами питания, более дешевыми, чем наши. Многие из них являются так называемыми легальными торговыми мигрантами. Но в связи с обострением ситуации в регионе, усилением мер национальной безопасности, миграционная полиция решила «причесать» всех под одну гребенку. Как бы ни обострялась международная обстановка и ни росла опасность глобального военного конфликта, права человека и законы не должны нарушаться. Политологи и правозащитники увидели в выдворении граждан соседней республики из нашей страны нарушения законодательства Казахстана. Отправка в спецприемники и депортация были проведены без санкций прокурора и решений суда, считают представители Казахстанского международного бюро по правам человека.
А решение этой проблемы могло бы быть совсем простым. Нужно отрегулировать взаимно трудовую деятельность граждан обоих государств, создать для нее правовую основу.
Малые проблемы создают большие. Поэтому сейчас власти особенно аккуратно должны сохранить равновесие между национальной безопасностью и правами человека. Чтобы в регионе, и без того стоящем на пороге глобального конфликта, оставались добрососедские отношения между странами, которые поневоле оказались на территории разборок между Америкой и Талибаном.