Семикратный чемпион Казахстана, призер престижных международных автогонок 40-летний алматинец Александр Артемьев рассказал, как без спонсоров готовится к большим стартам и добивается на них успеха, передает Caravan.kz.
В числе наград международных автогонок, выигранных Александром — 2 место в гонке «24 часа Барселоны» (Испания), а также почетное 5 место в гонке Dubai 24 часа (ОАЭ) на Porsche 911 и 8 место в гонке Porsche Carrera cup Le Mans (Франция). Тем удивительнее история казахстанского автогонщика — оказывается, у него сейчас даже нет своего автомобиля, а деньги на подготовку и участие в престижных автогонках он зарабатывает самостоятельно.
-Сейчас получается так, что сначала заработал деньги, заплатил все налоги, потом получил визу, без какой-либо государственной поддержки, самостоятельно заплатил взнос за лицензию для выступления, получил ее, поехал, нашёл команду, договорился и поехал гонку. Готовлюсь к соревнованиям абсолютно сам, у меня самодельный симулятор, который тоже построил сам и на нём я готовлюсь ко всем соревнованиям, потому что в Казахстане у меня сейчас нет спортивной гоночной машины, так как все деньги трачу на спорт и своей машины сейчас нет возможности иметь,
-А как вы находите команду, с которой выступаете непосредственно на гонках?
-Если будет бюджет, то, конечно, я смогу выбирать команду и уже полноценный сезон проезжать. Сейчас пока так: куда позвали на каких-то интересных условиях, туда и поехал, Долгое время выступал с испанской командой, с ней мы в европейском туринге заняли второе место в гонке «24 часа Барселоны», то есть, взяли серебро и после этого я решил переключаться на гонки Ле Ман. Годы идут и цели надо ставить высокие, мне пришлось перейти на другой уровень автомобилей GT3, и поэтому я пришёл в немецкую команду на Porsche, три раза с ними уже съездил гонку «Дубай 24 часа» и благодаря этому попал в Ле Ман- гонку, куда допускают только 70 участников по итогам отбора.
-В каких гонках в 2024 году вы приняли участие или планируете?
-В этом году финансовые возможности скромнее — недостаточно быстро развиваюсь, чтобы уметь зарабатывать быстро. Вообще думал, что в этом году будет пауза, но только «24 часа Дубай» (как фильме Гран Туризмо) на Porsche 911 традиционно проехал и все. Это была моя третья попытка покорить эту знаменитую гонку. На этот раз мы упустили победу из-за маленького сенсора, ремонт которого занял очень много времени. Надеюсь, в следующий раз удача будет более благосклонна ко мне.
Но так совпало, что другие ребята, знакомые, создали свою команду в Европе, пригласили меня. Я съездил с ними на тесты в Италию новой для меня машины Lamorghini Huracan Super Trofeo Evo 2 , после этого им нужна была помощь по настройке, тесту автомобиля Lamborghini Huracan GT3 EVO перед их гонкой в Валенсии, и я недавно туда ездил, помогал настраивать автомобили. Надеюсь, у меня появится в соревновании с этой командой. Сейчас постоянной команды у меня нет, если какие-то варианты появляются, я сразу хватаюсь за них. Но я не жалуюсь. Мой спорт сложный, моя цель высока, поэтому, если этот спорт важен мне и эти цели важны мне, значит обеспечить и добиться их нужно тоже мне.
-Чем отличается гонка Ле-Ман в автоспорте, в которой вы участвовали в 2023 году, от гонки Леман в мотоспорте (по статусу, профилю трассы и тд)?
-К сожалению, я не знаком с мотогонкой в Ле Мане, но автогонка «24 часа Ле Ман»-очень особенная! Одних только зрителей в прошлом году было больше 320 000 человек, и это еще не все смогли купить билеты. Столько ярых поклонников автоспорта я не видел никогда! Со всего мира люди собираются на этот праздник скорости и выносливости. Сама трасса тоже очень особенная — на прямой у меня скорость выходила за 300 км/ч, при этом часть трассы — это дорога общего пользования, а рядом высоченные деревья, сквозь крону которых редкие лучики солнца создают невероятную атмосферу!
-Насколько затратный для пилота автоспорт? Сколько примерно уходит на обслуживание машины и на участие в соревнованиях?
Это очень дорогой спорт! Например, одна гонка «24 часа Дубай» обходится команде около 150 000 евро. Эта сумма делится в зависимости от договоренности с командой между пилотами и их спонсорами. В Ле Мане все еще значительно дороже.
-Покрывают ли призовые на соревнованиях расходы или вам приходится еще где-то работать параллельно?
-Никогда я не зарабатывал на гонках, только тратил и много. У меня нет спонсоров или богатых родителей, поэтому для того, чтобы выйти на старт гонки, я очень много работаю, а потом все заработанные деньги трачу на гонку. Бывает, что команды меня поддерживают, и я плачу меньше, чем остальные, но все равно для меня это сложно заработанная большая сумма денег.
-Чем вас привлекают гонки на машинах? И какие главные качества должны быть у человека, который хочет быть успешным в автоспорте?
-Возможно, многим я покажусь ненормальным человеком — работать много, параллельно готовиться к соревнованиям, тратить все деньги на спорт, рисковать жизнью, чтобы получить кубок, но я без гонок не могу! Это мой стимул жить и развиваться! Автоспорт — особенный, рискованный спорт. Смелость и целеустремленность – вот, пожалуй,те качества, которыми обладают все чемпионы.
-Обыватели при упоминании об автоспорте сразу вспоминают о Формуле-1. Поэтому задам такой вопрос… Могут ли автогонщики, выступающие в автокроссе как вы, быть успешными в Формуле-1? Думали ли когда-нибудь пересесть за руль болида?
-В мировом автоспорте я не знаю случаев, когда из автокросса приходили в Формулу1, знаю лишь одного пилота, который начинал с автокросса и выиграл Ле Ман. Пожалуй к этому я и стремлюсь. Попасть в Формулу-1 сейчас для меня будет уже очень сложно…
-Чтобы стать профессиональным автогонщиком, нужно ли изначально просто какое-то время быть автолюбителем? Или можно, не имея опыта вождения, сразу садиться за руль гоночного авто?
-Почти все пилоты Формулы-1, да и других кольцевых гонок, начинают свой гоночный путь в раннем возрасте. Начинают с картинга, потом формула низких серий, к 18 годам — это уже опытные гонщики. Так что лучше начинать лет с 5, наверное.
-Как бы вы оценили сегодняшний уровень развития автоспорта в Казахстане, если сравнивать с мировым? И если сравнивать с тем, что было 10, 20 лет назад, то сейчас мы сдали позиции или укрепили их?
-Мне кажется, на данный момент автоспорт в Казахстане развивается хорошо. Недалеко от Алматы была построена полноценная гоночная кольцевая трасса. Мы видим, что казахстанские пилоты участвуют в этапах чемпионата мира (например, в ралли). У нас проходят международные соревнования по дрифту, которые собирают большое количество зрителей. Есть трасса для картинга, и там проходят соревнования. Думаю, сейчас уровень автоспорта в Казахстане значительно вырос.
-Какая гонка в автоспорте является самой престижной, по уровню сравнимой, например, с Олимпийскими играми или турнирами теннисного Большого шлема?
-Все зависит от вида соревнований. Если мы говорим о кузовных кольцевых гонках, то, пожалуй, одна из самых знаменитых и значимых — «24 часа Ле Ман. Если говорить о формульных гонках, то это, конечно, Формула-1.
-Как начать карьеру автогонщика в Казахстане? Что для этого нужно?
-Очень хороший вопрос, на который нет единого правильного ответа. Мой путь в автоспорт был очень сложный, да и сейчас из-за отсутствия спонсоров у меня нет возможности принимать участие во всех гонках, в которых хотелось бы. Если у родителей есть финансовые возможности, то, конечно, начать нужно с картинга. Места для тренировок есть, соревнования проводятся. Если с финансами трудно, то думаю, отличный вариант- это начать с симрейсинга (виртуальные гонки). Уровень симуляторов сейчас очень вырос. Я сам готовлюсь к соревнованиям на самодельном симуляторе. Главное иметь желание стать автоспортсменом!