И такая ситуация сохранится в ближайшее время, рассказал медиапорталу «Caravan.kz» владелец ТОО «LPG Trade» Нурлан Турикпенбаев.
Мангистауская область имеет самый большой газифицированный автопарк в стране – около 80 % автотранспортных средств имеют газобаллонное оборудование и используют сжиженный газ в качестве моторного топлива. Даже транспорт госучреждений заправляется не бензином, а привычным автогазом. Поэтому этот регион играет роль модели всего того, что происходит на рынке в масштабах Казахстана.
Согласно плану поставок министерства энергетики для области выделяется 17-18 тысяч тонн ежемесячно. Потребность Мангыстауской области в сжиженном газе на сегодня – около 20 тысяч тонн, 80 % из которых закрывает ТОО «Казахский ГПЗ» в Жанаозене. Дополнительно поставляет топливо Атырауский НПЗ.
Дефицит в 2-3 тысячи тонн в последние месяцы покрывался за счет поставок газа, приобретенного у ТОО «Тенгизшевройл» по коммерческим ценам двумя компаниями – «TanaGasCom» и «LPG Trade».
После аварии на МАЭК от снабжения в первую очередь отключили нефтегазодобывающие предприятия. Уменьшение объемов поступления попутного газа не могло не сказаться на выработке сжиженного газа ТОО «Казахский ГПЗ». По мнению специалистов, после остановки скважин на восстановление режима добычи и выработки сжиженного газа заводом потребуется около 20 дней, говорит Нурлан Турикпенбаев.
— Вызывает беспокойство вероятный дефицит газа в сентябре. Из заявленных на тендер ТШО двумя вышеуказанными компаниями 3500 тонн, подтверждена со стороны ТШО заявка только на 500 тонн. Поэтому в следующем месяце вероятен дефицит газа. Порядка тех же трех тысяч тонн. В связи с этим мы проинформировали министерство энергетики и акимат Мангистауской области о текущей ситуации и просили выделить дополнительные объемы сжиженного газа на сентябрь текущего года, — заявил бизнесмен.
О снижении выработки сжиженного нефтяного газа сообщила и CNPC, работающая в Актюбинской области. 4 августа компания передала своим партнерам, что ГПЗ-3 Жанажолского нефтегазоперерабатывающего комплекса (НГК) снижает выработку СНГ. Поэтому в августе завод снизит поставку газа по железной дороге на 20 %.
Затем CNPC сообщила, что на всем Жанажолском ЖНГК начинается капитальный ремонт с полной остановкой производства. С 7 по 17 сентября завод не будет отгружать СНГ по железной дороге. И с 18 по 22 сентября – автотранспортом. Поэтому всем рекомендовано создать запасы газа на указанный период. В Казахстане наступил дефицит газа
Таким образом, остановка двух крупнейших производств СНГ создала дефицит газа минимум до октября.
Но есть еще одна причина нехватки топлива. И ее создали государственные органы.
В мае АЗРК решило поднять цены на СНГ. Но только оптовые, чтобы помочь производству поднять экономику.
Вот примерный расчет цены 1 литра сжиженного газа для Астаны до 1 июля. Оптовая цена — 18,8 тенге, доставка по железной дороге из Атырау – 17,8 тенге, заработная плата работников ГНС – 9,3 тенге, амортизация – 1 тенге, налоги – 3,74 тенге, расходы по содержанию заправок – 16,5 тенге, доставка ГНС до заправок – 6 тенге, НДС — 8,8 тенге. Итого затраты — 81,8 тенге за литр. При розничной цене в 65 тенге. 17 тенге в минус.
1 июля министерство энергетики подняло оптовые цены на сжиженный газ: было 33 тысяч 600 тенге за тонну без НДС, стало 40 тысяч 320 тенге. Рост сразу на 20 %. В итоге расходы за литр выросли до 84,7 тенге. Но АЗРК установило предельную цену в 74 тенге. Снова минус 11 тенге.
Ладно, это полбеды. Власти не учли простое: а есть ли деньги у газовиков, чтобы купить топливо по новым ценам? Допустим, сеть заправок берет 1000 тонн в месяц. Тогда, в июне, покупка СНГ стоила 33,6 млн тенге. После 1 июля этот же объем стоит уже 40,3 млн тенге. Разница в 6,7 млн тенге. Кто-нибудь спросил у предприятий, есть ли у них эти деньги?
Последние полтора года отрасль работала впроголодь. Многие владельцы уже думают, как бы выйти из дела без ущерба. И если оптовая цена поднимается, то есть два разумных выхода: взять кредит в банке и сократить объем закупки. Первое проще, так как кредит сейчас слишком дорог. Значит газоснабжающей организации легче сократить закупку на те же 20 %. Тогда она закупит на все деньги уже не тысячу тонн, а 800 тонн. Отсюда снова нехватка топлива. И кто пострадает первым? Наверное, потребитель. И этот дефицит будет сохраняться, пока эти ГНС не привыкнут к новым ценовым условиям. Это снова примерно 2-3 месяца.
Цены на СУГ в странах мира (по данным globalpetrolprices.com)