Неформальный саммит - углы обойдены - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Неформальный саммит - углы обойдены

Неформальный саммит - углы обойдены

Президенты так и не смогли принять конкретные решения по КСОР и ее базе на юге Кыргызстана. Россия должна пойти другой дорогой.

  • 3 Августа 2009
  • 1479
Фото - Caravan.kz

Как сообщили СМИ, неформальный саммит глав государств-участников Организации Договора о коллективной безопасности, состоявшийся в Кыргызстане, был посвящен обмену мнениями по актуальным вопросам международной безопасности
В частности речь шла о борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом в зоне ответственности ОДКБ.
Участники встречи также обсудили некоторые аспекты деятельности организации, повышение ее эффективности. Главы государств договорились вести скоординированную информационную политику стран организации. Принято решение о создании в России Центра информационных технологий по подготовке специалистов в области безопасности.
В переводе с дипломатического языка это означает, что президенты решили обойти стороной актуальные вопросы ОДКБ, в частности, полное оформление Коллективных сил оперативного реагирования (присоединение к КСОР Белоруссии и Узбекистана), а также продвигаемый Москвой вопрос создания на юге Кыргызстана первой базы КСОР.
На этот раз президенты решили не дразнить «отказников» узбекского президента Ислама Каримова и белорусского президента Александра Лукашенко. Если по поводу второго накануне саммита были кое-какие надежды, связанные с тем, что Беларусь пересмотрит свою позицию по КСОР и присоединится к уже подписавшим соглашение пяти государствам, то насчет узбекского президента никто позитивные ожидания не озвучивал.
Цели понятны, перспективы неясны
Кремль рассчитывает укрепить военную составляющую ОДКБ и превратить организацию в российский аналог НАТО. Но преграда на этом пути — позиции Минска и Бишкека. Лукашенко считает преждевременным подписание соглашения по КСОР до тех пор, пока под молочным конфликтом России и Белоруссии не будет подведена логическая черта. Надо полагать, Минск ждет извинений Москвы.
С другой стороны, очень много недосказанностей со стороны Курманбека Бакиева. Ни до саммита, ни после него они так и не были проговорены до конца. Москва лишь сумела достичь принципиальной договоренности о размещении на юге Кыргызстана батальона российских войск.
Разумеется, это не формат полноценной базы КСОР, что не дает оснований Москве считать вопрос окончательно решенным.
Что же касается подписи белорусского президента Александра Лукашенко под соглашением о создании КСОР, то на Иссык-Куле об этом вообще умолчали. Есть версия: Москва не готова выложить Минску кредит в 500 миллионов долларов без гарантий со стороны Лукашенко подписать соглашение о КСОР, и, главное, следовать своей подписи.
Единственным светлым пятном по вопросу КСОР являются российско-казахстанские соглашения по штабным переговорам по проведению первых в истории коллективных учений КСОР.
Как сообщил первый замначальника объединенного штаба ОДКБ Олег Латыпов, учения пройдут с 19 августа по 24 октября на казахском полигоне Матыбулак с привлечением более 6 тысяч солдат, бронетанковой техники и фронтовой авиации.
В результате, российский президент добился на неформальном саммите ОДКБ на Иссык-Куле лишь непрозрачных намеков и никому не нужных заверений в вечной дружбе.
С одной стороны, Бишкек так и не пошел на официальное оформление военной базы КСОР на юге Кыргызстана, с другой, белорусский президент так ничего и не пообещал.
База мечты
Полноценная база в районе киргизского Оша должна, с одной стороны, закрыть киргизско-таджикскую границу от проникновения радикальных исламистов, с другой — минимизировать наркотрафик, который идет по данному маршруту с конечным пунктом следования на территорию России.
При этом не стоит забывать о самой главной идее. Москва еще с 2005 года хотела иметь военную базу в Ферганской долине. Функция базы намного шире, чем контроль за террористическими группами и наркотрафиком. Она должна закрепить российское военное присутствие в ключевой конфликтной зоне.
База в нестабильной Ферганской долине означает контроль за ситуацией в регионе, откуда начинались любые конфликты в Центральной Азии.
На фоне преобразования базы США в Манасе в Центр транзитных перевозок, идея российской базы в Ферганской долине выглядит необходимой, а ее наличие обязательной. Москва рассчитывает получить под базу инфраструктуру одной из действующих воинских частей поближе к городу Ош. Бишкекс такой постановкой вопроса не согласен. Бакиев хотел бы, чтобы Россия возвела базу КСОР на российские деньги с нуля в совершенно новом месте.
На нынешнем саммите президенты России и Кыргызстана принципиально договорились о размещении в Кыргызстане российского батальона. При этом сроки действия соглашения по базе — 49 лет с автоматическим продлением каждые 25 лет, устраивают Москву.
Но так как стороны пообещали вернуться к вопросу 1 ноября текущего года, еще неизвестно, какие со стороны Бишкека будут выдвинуты условия.
Курманбек Бакиев уже не желает подчиняться диктату России, а присутствие на своей территории воинских контингентов США и России считает наименьшим из зол. При этом Москву не спасает и новый формат сотрудничества, когда в Ферганской долине будет образована не стопроцентная российская военная база, а база КСОР.
Бишкек намерен извлекать максимальную выгоду из соперничества на своей территории США и России. Поэтому вторая военная база даже под прикрытием КСОР, может сдвинуть баланс в сторону России, чего не желает Бакиев.
Ферганский котел
Безопасность в Ферганской долине — вопрос не локальный. Его нельзя отдавать на откуп трех центрально-азиатских государств — Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Ибо возникающие в этом «котле» конфликты несут прямую и непосредственную угрозу не только Казахстану, но и России. Здесь давно окопались террористы. За последнее время ситуация здесь резко осложнилась: в мае группа боевиков напала на узбекский город Ханабад, потом в узбекском городе Андижане прогремели взрывы, которые произвели террористки-смертницы.
Реакция узбекской стороны была вполне ожидаемой. Она обвинила во всем киргизскую сторону и стала возводить на границе фортификационные сооружения. Несмотря на старания киргизской стороны, взять под полный контроль Джалалабадскую и Ошскую области не удается. Время от времени на киргизско-таджикской границе появляются группы неизвестных вооруженных людей, задержать и обезвредить которые киргизские власти не всегда могут.
Накануне и во время визита российского президента Дмитрия Медведева в Таджикистан, ситуация в данной центрально-азиатской стране оставалась неспокойной. Взрывы прогремели как за пять дней до визита, так и во время него — возле управления внутренних дел республики.
Естественно, Москву такая зыбкая стабильность в Ферганской долине не может не беспокоить. На сегодняшний день боевики облюбовали маршрут из Афганистана в Таджикистан, а потом через Баткенскую область Кыргызстана — в Узбекистан. Никто не может дать гарантию, что однажды боевики не решат изменить маршрут, и пойти на север, через Казахстан — в Россию.
А узбеки «против»!
В то время, как Москва и Бишкек ведут переговоры по базе КСОР в Ферганской долине, узбекский президент Ислам Каримов публично заявляет о неприемлемости любой военной базы в долине. Но больше всего узбекского лидера волнует база под прикрытием КСОР.
Почему? Согласно мандату ОДКБ силы КСОР, в случае необходимости, могут действовать на территории стран ОДКБ, членом которой является и Узбекистан. Причиной такого использования КСОР может оказаться урегулирование конфликтов между членами ОДКБ.
Так как Узбекистан имеет довольно сложные отношения с Таджикистаном и Кыргызстаном, КСОР может быть использован как противовес узбекской регулярной армии в районе узбекско-киргизской и узбекско-таджикской границ.
События мая 2005 года еще раз показали, что нестабильность в Ферганской долине может возникнуть в любое время. А то, что Каримов не выносит вмешательства во внутренние дела извне, и готов идти до конца в этом вопросе, свидетельствует резкое ухудшение отношений Узбекистана и Запада на фоне андижанских событий. Думается, Каримов не захочет вмешательства и со стороны ОДКБ, под каким бы соусом оно не преподносилось.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
Во-первых, России, если она хочет усилить свое влияние в регионе и обезопасить свои южные рубежи, необходимо вести более гибкую политику по отношению к Бишкеку и Ташкенту. Причем, отказаться от метода силового давления, и провести раунд переговоров с Бакиевым и Каримовым.
Во-вторых, Медведев должен убедить Каримова в том, что силы КСОР в Ферганской долине будут использованы во благо Узбекистана. При этом необходимо четко представлять, что есть «благо Узбекистана» для его же президента. Если Медведев даст гарантии невмешательства во внутриузбекские дела, переговоры могут и удастся.
В-третьих, России необходимо четко осознавать, что безопасность ее южных границ не предмет переговоров с партнерами по ОДКБ. И Кыргызстан, и Узбекистан не будут воспринимать такие угрозы как потенциально возможные. Они зациклены на вопросах региональной безопасности, при этом Бакиев и Каримов под «региональной безопасностью» понимают разные вещи. Уловить эту разницу — задача российской дипломатии.
В-четвертых, не стоит настаивать на базе КСОР в Ферганской долине. И Каримову, и Бакиеву интереснее вести речь о российской военной базе в этом районе. Узбекский президент при учете некоторых моментов может согласиться на такой формат участия России в делах долины. Киргизский президент может получить от российской военной базы больше материальных дивидендов, что немаловажно для Кыргызстана в целом.
Только при учете этих факторов Москва сможет выйти на конкретные решения и усилить свое присутствие в ключевом для Центральной Азии регионе.

Фото с сайта http://kg.akipress.org