Неестественный отбор - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Неестественный отбор

Неестественный отбор

Премьер страны объявил войну на невидимом фронте. По идее, линия фронта должна быть четко обозначена и оглашена уже в первые минуты после принятия такого исторического решения.

  • 6 Сентября 2004
  • 779
Фото - Caravan.kz

Но нет, государственные органы, как и прежде, остаются закрытыми для постороннего глаза.
Хотя именно налогоплательщики, согласно непреложным законам существования любого государства, содержат их, а, значит, имеют полное право знать, что делает премьер и его команда там, наверху, и в каких целях.
Речь идет об очередной административной реформе, которую так и назвать-то трудно, поскольку как таковой реформы не планируется, но приоритеты — оптимизировать государственный аппарат и сократить его расходы — уже обозначены.
По своему смыслу данная программа-минимум все же имеет революционный дух. Тем более, что подобных катаклизмов нынешнее правительство пока еще не переживало, а те, кто в «Белом доме» работает давно, знают, что им предстоит немало нервов попортить, пока будет длиться неизвестность.
Итак, пресс-служба премьера распространила информацию о том, что правительство Казахстана разрабатывает проект оптимизации штатной численности госаппарата. Известно, что данную работу выполняет министерство экономики и бюджетного планирования в единственном числе, хотя логичнее было бы выслушать мнение всех министров относительно функциональности существующей структуры и численности их министерств.
Конечно, в процессе обсуждения предложенного ведомством г-на Келимбетова проекта смогут принять участие «все заинтересованные лица», однако сам формат обсуждения, практикующийся в стенах правительства, вряд ли предполагает острые споры и несогласия относительно хотя бы отдельных моментов.
Во-первых, как водится, новые предложения всегда труднее вписать в контекст уже созданного документа — лучше делать это изначально. Во-вторых, выскочек не любили никогда и до сих пор не любят.
Эта инициатива — заново сконструировать правительство, принадлежит отнюдь не премьеру. Еще в начале апреля, на республиканском совещании по вопросам государственной кадровой политики президент страны предложил оптимизировать структуру аппарата правительства. Тогда он заявил о том, что государство должно уходить от бизнеса, производства и экономики, а для этого достаточно иметь компактное правительство. И в порядке доброго совета он предостерег от дальнейших попыток под разными предлогами увеличивать численность государственных органов.
Впрочем, обвинять правительство в раздувании штата не стоит. Это объективное правило, которым руководствуются практически все исполнительные органы и в любых странах, если они не зажаты в жесткие тиски. Так, еще неизвестный умник, живший в первой половине прошлого столетия, скрывавшийся под псевдонимом Сирил Норткоп Паркинсон и автор книги «Закона Паркинсона», абсолютно верно подметил: «Численность персонала возрастает, независимо от того, становится работы больше, меньше или ее нет совсем».
Сказать, что работы совсем нет, нельзя — страна находится на экономическом подъеме, но сырьевой успех заставляет страну думать о диверсификации экономики, с тем, чтобы после падения мировых цен на экспортируемые товары или исчерпания природных ресурсов экономика продолжала расти. Именно поэтому в последние два-три года созданы Банк развития, Национальный, Инновационный, Инвестиционный фонды. Но если без этих институтов развития стране — никуда, то под шумок стали создаваться многочисленные центры, которые якобы должны обеспечивать уверенную поступь страны в инновационном направлении. Выходит, некоторые министерства, обязанные вести эту работу самостоятельно (а иначе зачем они вообще существуют?), перепоручают свои обязанности третьим лицам. Причем, в некоторых центрах рядовые сотрудники получают зарплату из государственного бюджета поболее министра.
Перу Паркинсона принадлежат и еще две аксиомы, которые оспорить вряд ли кто в состоянии. Первая: «Чиновник стремится увеличивать число подчиненных, но не соперников». Вторая: «Чиновники создают работу друг для друга». Насчет соперников сказано абсолютно верно. А в число подчиненных входят даже те, кто просто обязан чиновнику, занимающему начальственное кресло, своим назначением или продвижением (вот вам подтверждение второй аксиомы, в виду ведь имеется отнюдь не крючкотворство, — понимать ее надо буквально!). Если министр и его подчиненные следуют этому правилу, то получается крепкая, как цементная стяжка, команда: сразу разбить невозможно.
Поэтому можно предположить, насколько трудная задача стоит нынче перед премьером: как здесь соблюсти баланс, как не обидеть хороших людей, как сохранить с ними отношения и т.д.
Видимо поэтому первым вариантом подготовленного проекта оптимизации он остался недоволен, поручив министерству экономики провести дополнительную работу по изучению деятельности структурных подразделений отдельных министерств и ведомств с целью исключения возможного дублирования функций друг друга и обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Правда, детали предметного совещания в правительстве, так и остались за кадром. Поэтому можно только гадать, к какому из министерств есть претензии и по каким принципам будет вестись «естественный отбор».
Параллельно с оптимизацией правительства должна пройти и оптимизация расходов государственных органов. За этот важный участок работы опять-таки отвечает министерство экономики.
На совещании были оглашены заявки по министерствам и их территориальным подразделениям по материально-техническому обеспечению в 2005 году. Судя по репликам премьера, слишком много денег запросили министры на «офисные нужды». Именно поэтому он их одернул: «Сегодня ни в столице, ни в регионах нет таких государственных органов и ведомственных учреждений, за исключением социальных учреждений, которые бы остро нуждались в обновлении или капитальном ремонте зданий и сооружений».
Совещание закончилось призывом премьера придерживаться «принципа рационального использования бюджетных средств и реальной потребности». Министерство экономики должно поработать над оптимизацией текущих расходов, но, как известно, проект бюджета уже поступил в парламент. Увидеть проект, чтобы понять, насколько будут удовлетворены аппетиты государственных органов, пока невозможно, словно это государственная тайна.
Услышать комментарии по поводу двух планирующихся оптимизаций — задача тоже невыполнимая. Чиновники ссылаются: дескать, рано еще. Проект рождался в муках четыре месяца, и месяцев пять уйдет на его доработку…
А там, глядишь, все забудут о компактном правительстве и его необходимой низкой затратности… Впрочем, может разыграться и не такой пессимистичный вариант — все-таки президент ждет конкретных действий.
Однако существуют небеспочвенные опасения, что новая конструкция правительства будет мало отличаться от нынешней — не зря работы в этом направлении окутаны слишком плотной завесой секретности.