"Недовольный работник – плохо обученный работник, который не хочет учиться" - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+7 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Недовольный работник – плохо обученный работник, который не хочет учиться"

"Недовольный работник – плохо обученный работник, который не хочет учиться"

Насколько болезненны в Казахстане отношения между работником и работодателем?

  • 23 Января 2012
  • 2253
Фото - Caravan.kz

О том, какими механизмами решения трудовых конфликтов располагает Казахстан, газете «КурсивЪ» рассказал Олег Горбатенко, исполнительный директор компании, занимающейся социологическими и маркетинговыми исследованиями.

– Олег Михайлович, насколько в Казахстане болезненны отношения между работником и работодателем?

– Мы видим парадоксальную ситуацию: в «сложных» отраслях все тихо, а в добывающих секторах, где у нас как у добывающей экономики должно быть денежно и спокойно, возникают проблемы. Сырьевая сфера не так проста, как кажется. Бизнес-процессы, среди которых и hr, должны соответствовать общепринятым стандартам. Чем сложнее бизнес, тем более стандартизированы должны быть процедуры и правила игры. Чтобы они были понятны для работника и работодателя. Чем выше уровень менеджмента, тем эффективнее должно отслеживаться соблюдение контрактов обеими сторонами. Насколько он соответствует – это другой вопрос. В тех компаниях, где к этим процессам относятся поверхностно, возникают неясности. А где неясность, там конфликт.

– Правильно ли я Вас поняла, что проблемы с сотрудниками возникают там, где нечетко прописаны правила игры?

– Да. Это во-первых. А во-вторых, там, где этим правилам не желают следовать. В обществе принято всегда осуждать работодателя, но неизвестно, насколько вторая сторона соблюдает требования контракта. Кроме того, в решение конфликтов обязательно должна быть и третья сторона.

– Профсоюз?

– Да.

– Насколько, на Ваш взгляд, эффективна их работа?

– В последнее время их деятельность не видна. Для начала они просто должны быть. Я, например, не уверен, что они есть везде. Задача профсоюза – еще на этапе формирования конфликта искать пути его разрешения, чтобы он не вылился в те формы, которые мы видели в Жанаозене.

– В Трудовом Кодексе записано, что третьей стороной могут выступать также госорганы, эксперты, представители отраслевых ассоциаций. Есть прецеденты такого посредничества?

– Что касается госорганов, то их посредничество, безусловно, используется. Но только в крайних случаях, если не сработали все остальные. Они обязаны защищать интересы государства. Когда конфликт не исчерпан договорным путем, дело передается в суды. Если профсоюзы не сработали, вы об этом непременно узнаете. А если он работает эффективно, все вопросы остаются в стенах предприятия, и общество продолжает жить спокойно.

– Но на Западе, напротив, деятельность профсоюзов весьма публична. И, насколько можно судить по репортажам западных телеканалов, их деятельность доставляет немало хлопот. Особенно если говорить о забастовках транспортников. Так, может, даже лучше, что у нас профсоюзная деятельность не так сильно развита?

– На Западе другая ситуация. У них профсоюзная деятельность превратилась в своего рода бизнес. Это уже другая крайность. Профсоюз не должен призывать к массовым беспорядкам. Впрочем, нам западный вариант пока не грозит. Хорошо, если профсоюзы вообще появятся.

– Насколько коллективный договор как форма регламентации взаимоотношений между работодателем и коллективом востребован в Казахстане? Есть факты, когда работодатели заставляют подписывать этот договор, угрожая увольнениями.

– Работник не должен забывать, что всегда есть выбор и он может оспорить это решение. Да, это займет время. Да, юридическая грамотность среднестатистического гражданина РК находится на низком уровне. Но он может обратиться к консультанту. А может обратиться в профсоюз, который должен иметь собственного юриста, чтобы отстаивать права работников. Если мы говорим о коллективном договоре, мы должны не забывать и об отстаивании прав, предусмотренных этим договором. Наконец, работник сам может почитать Трудовой Кодекс, если хочет защитить свои права. Это коллективная работа по созданию гражданского общества. А пока мы видим перекладывание ответственности друг на друга. Рабочие говорят, что плохое руководство, руководство – что рабочие не хотят слышать о проблемах предприятия.

– И что же делать?

– Четко идти по пунктам договора и смотреть, кто их не соблюдает, а потом прорабатывать проблемные вопросы. А работодателю – почаще «выходить в люди».

– Насколько вероятны волнения в Казахстане на почве трудовых отношений?

– На мой взгляд, серьезных конфликтов не будет. Наше общество более сытое. Мы находимся по уровню жизни в первой тройке среди стран СНГ.

– Каков портрет «недовольного работника»?

– Прежде всего, это плохо обученный работник. Который, к тому же, не хочет учиться. Однажды мне пожаловались: «Я, водитель, не могу найти работу, везде требуют казахский, а мне он не дается». Я отвечаю: «Хорошо, выучи английский, пошли резюме в 10 международных компаний». Но дальше пошли отговорки, оправдания. Словом, обнаружилось, что этот человек просто лентяй. Кстати, это серьезная проблема современной молодежи. Она не хочет быть самостоятельной, принимать решения, брать на себя ответственность и заботиться о самой себе. Проще перекладывать эту заботу и ответственность на плохое государство и плохих работодателей.

– Как, на Ваш взгляд, в условиях высокой мобильности в потребностях рынка труда можно оперативно решать вопрос подготовки кадров?

– Это комплексная проблема. Надо создавать предсказуемую экономику, заниматься планированием – и не на 10 лет, а на 100. Оно позволяет сглаживать кризисные моменты. Наконец, не надо пытаться создавать под каждое изменение потребностей на рынке труда по вузу. Мы находимся в едином экономическом пространстве с Россией и Белоруссией. Давайте пользоваться этим и отправлять на обучение своих студентов, например, в российские вузы по тем специальностям, которых у нас нет, а у них – есть.

– Уровень безработицы в Казахстане в ноябре 2011 года составил 5,4%. Насколько «здоровыми» можно считать эти показатели?

– Нормальные показатели. В Испании был и 20%. Кстати, заметьте, в каких странах кризис сильнее всего: в Испании, Греции, Италии. Там, где тепло, где сиеста. А где кризиса нет? В Германии, где рабочие чуть ли не в 6 утра выходят на работу.

– Насколько, на Ваш взгляд, велико «серое» трудоустройство без оформления на работу?

– Оно с каждым годом сокращается, потому что работать «по-белому» становится проще, чем прятаться. Есть механизмы, позволяющие «выйти из тени», тот же налоговый режим на основе упрощенной декларации. Проще внести стоимость дополнительных налогов в цену своего продукта, чем рисковать потерей бизнеса или репутации.

Читать полностью

Источник: Ирина Дорохова, «Курсив.kz»