Недетский мир - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+19 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Недетский мир

Недетский мир

Сенат парламента РК, одобрив в целом проект закона "О правах ребенка", отклонил поправку, предусматривающую право детей-беженцев, оказавшихся в Казахстане, на социальную поддержку.

  • 1 Июля 2002
  • 1008
Фото - Caravan.kz

Неладно в мировом пространстве. Гражданские войны и стихийные бедствия, религиозные конфликты и нищета срывают людей с привычных мест, гонят в никуда. Путешественниками поневоле становятся и дети. Вместе со взрослыми или сами по себе, они испытывают тяготы сумбурного кочевья, жизни на чужой непонятной земле.
По данным управления верховного комиссара по делам беженцев ООН, сегодня в Казахстане свыше 20 тысяч беженцев. Более точную цифру назвать не в силах никто. Нет статистики и относительно детей, для которых наша республика стала пристанищем. Весной этого года конфликтологический центр РК проводил по заказу ЮНЕСКО исследование по проблемам детей-беженцев. Но и оно не смогло дать полной картины: во-первых, под контроль были взяты лишь несколько городов и областей, во-вторых, многие беженцы и здесь, у нас продолжают искать лучшей доли, перебираясь с места на место. Да и цели перед центром стояли иные, нежели механическая перепись: важно было увидеть, каково приходится в Казахстане маленьким чужеземцам, волей судьбы оказавшимся здесь.
Еще в 1994 году Казахстан, как и 90 процентов стран мира, ратифицировал международную конвенцию о правах ребенка. «Детям-беженцам или детям, стремящимся получить статус беженца, должна обеспечиваться особая защита. Государство обязано сотрудничать с компетентными организациями, обеспечивающими такую защиту и помощь», — гласит она. Этот мудрый документ, являющийся перечнем не столько прав ребенка, сколько обязательств, которые государства готовы принять в отношении ребенка, предусмотрел, кажется, все аспекты его жизни. Невозможно, конечно, было предвидеть одного: законодательного хаоса в каком-либо из государств. А проблема в том, что в Казахстане до сих пор очень трудно определиться с самим понятием «беженец». Смутное время сделало это слово привычным, и всем вроде бы ясно, о каких людях идет речь, но печаль в том, что нет соответствующего закона. Следовательно, не определен статус беженца. Пройдя какие бюрократические пытки, его ухитрились добыть 900 иностранцев — загадка сия великая есть. О необходимости принятия закона юристы заговорили еще несколько лет назад, когда первые таджикские пацанята начали дергать нас за рукава. Нынче она назрела еще больше — приток непрошеных гостей растет. Кстати, таджиков в Казахстане больше всех остальных — около 5 тысяч. Их женщины рожают без передышки, и если президент РК подпишет представленный сенатом законопроект, в таком виде, рассчитывать на что-либо кроме милостыни, несмышленышам не придется.
Сегодня детям-беженцам помогают только неправительственные организации. И только благодаря зарубежным грантам, полученным по различным линиям. «Детский фонд Казахстана», например, благодаря собственному энтузиазму и поддержке УВКБ ООН, открыл в Алматы школу, куда приходят маленькие чеченцы, таджики, афганцы — всего около 70 человек. Конечно, это лишь подобие настоящей школы — всего несколько кабинетов, не хватает учебников, нужны специальные программы. Но это — мужественная попытка сделать что-то реальное для того, чтобы дети чувствовали себя детьми, а не изгоями. Школа с ее разношерстной публикой — единственная на всю страну, а такие нужны повсеместно. Время идет, дети растут. Им нужны знания, какие-то наметки на будущее. Подавляющему большинству, по заключению экспертов конфликтологического центра, деньги на одежду, в которой можно было бы в школу ходить. Элементарное питание. Педагоги-добровольцы, занимающиеся с маленькими беженцами, надеялись, что с принятием закона о правах ребенка их положение улучшится. Увы, парламентарии не сочли нужным поддерживать «чужих».
Да и одобрение законопроекта, томившегося в долгих ящиках пару лет, вызвано отнюдь не пробудившейся внезапно работой о нашем будущем. Просто пришла пора отчитываться в Женеве перед Комитетом по правам ребенка — конкретным органом, состоящим из независимых экспертов: как мы соблюдаем взятые обязательства и какую работу ведет государство по детской части. Возникает нонсенс: конвенцию подписали, а закона до сих пор нет. Теперь, очевидно, будет. Но — только для «своих». И отчет, глядишь, получится вполне жизнерадостным. Дабы перед миром не опарафиниться.
…Любовь к детям не может быть выборочной. Нельзя над одними присюсюкивать, а других не замечать вовсе. Им несладко в нашей стране, этим раньше времени повзрослевшим, беглецам, а ей вроде бы удобнее не вникать в их проблемы. А меж тем: «государства — участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств». Статья 2 Конвенции о правах ребенка. И впрямь, они ведь не виноваты, что родились не по эту сторону границы, не слишком при этом задумываясь об этническом своем происхождении.