Крути педали, пока дисквалификацию не дали
Говоря о допинговых скандалах с участием казахстанских спортсменов, нельзя обойти вниманием масштабную фигуру Александра Винокурова. Лучший в истории отечественного спорта велосипедист попал в эпицентр скандала в 2007-м во время “Тур де Франс”, где выступал довольно успешно.
Одна из допинг-проб, взятых у Вино во время гонки, показала: ему переливали кровь. Этот процесс называется “гемотрансфузия” и запрещен Всемирным антидопинговым агентством. Винокуров пытался доказать свою правоту изо всех сил. Про его борьбу за правое дело снимали фильм, он собирался обратиться в суд, но в итоге не стал этого делать и получил двухлетнюю дисквалификацию.
Что произошло потом, знают все. Винокуров вернулся и триумфально выиграл Олимпиаду в Лондоне. Но, даже завершив карьеру, наш спортсмен одним фактом своего существования продолжает беспокоить велосипедных бонз, засевших в Международном велосоюзе. Президент UCI Брайан Куксон призывает Винокурова “публично покаяться”. Ответ казахстанца прост: “Я не должен расплачиваться за это всю жизнь”.
Еще один пострадавший – некогда самый многообещающий гонщик Казахстана Андрей Кашечкин. Мы вкладываем в понятие “многообещающий” то, что этот велосипедист много что обещал, но в итоге так практически ничего не подтвердил на деле.
Кашечкин был пойман на гемотрансфузии (вы не забыли, кто еще на ней попался?) в 2007 году (какое забавное совпадение!) и ожидаемо получил двухлетнюю дисквалификацию.
Путаная история
Одна из самых запутанных историй с казахстанскими спортсменами и допингом приключилась 18 лет назад. Прыгунья в высоту Светлана Залевская, выигрывавшая золото на первенствах Азии, была дисквалифицирована на два года за употребление фуросемида.
Тогда, в отличие от нынешних времен, этот препарат не относили к числу запрещенных. Вот только с помощью фуросемида многие спортсмены пытались скрыть следы допинга, а заодно использовали для сгонки веса. Поэтому наличие этого препарата в организме необходимо было объяснить. Тренер Светланы пытался доказать, что прыгунья применяла фуросемид только для лечения почек, и предоставил кучу справок, но вердикт был суров: Залевскую отлучили от спорта на два года.
Принимала? Или подставили?
Еще один престранный случай с употреблением допинга произошел в легкой атлетике. Прилагательное “странный” мы применяем не случайно: если в большинстве случаев вина казахстанских спортсменов была доказана так, что никаких сомнений не возникло, то в случае с Ольгой Шишигиной все было иначе.
В 1996 году наша будущая олимпийская чемпионка, а нынче мажилисвумен была дисквалифицирована на два года за применение станозолола.
Конспирологическая версия о подставе одной из лучших бегуний с барьерами возникла не случайно. Дело в том, что менеджером Ольги являлся Юхан Энквист, который был… мужем главной соперницы Шишигиной Людмилы Нарожиленко!
И вспомните, кто выиграл Олимпиаду в Атланте в беге на 110 м с барьерами? Людмила Нарожиленко-Энквист.
Тяжелый залет
Почему пауэрлифтинг никогда не будет включен в программу Олимпийских игр? Не потому, что его главный конкурент – тяжелая атлетика – засел там навечно. А потому, что количество допинг-скандалов в этом виде спорта превышает все разумные пределы.
По данным официального сайта Международной федерации пауэрлифтинга (IPF), только в 2013-м допинг-контроль “завалили” сразу 12 спортсменов из нашей страны. Причем одним из попавшихся оказался Серик Ерешулы – тренер, возглавлявший на тот момент сборную Казахстана и выступавший на первенстве планеты среди ветеранов. Кроме него двухлетнюю дисквалификацию в настоящее время отбывают Данис Амиров, Сергей Тимченко, Татьяна Кудрявцева, Валерия Ярагина, Евгений Паршин, Наталия Кузьмина, Залим Кувамбаев, Александр Ким, Олег Недашковский, Николай Земцов, Ирина Миниханова.
Не дали спокойно уйти
В прошлом номере “КАРАВАНА” мы составили свою десятку самых невезучих спортсменов Казахстана. Уверенное первое место в ней занял Дмитрий Гааг. Прославленный триатлонист был заметной фигурой в нашем спорте почти десять лет. Вот только Гаагу фатально не везло в самые важные моменты его карьеры. И даже уйти спокойно из спорта у него не получилось.
В 2008 году Гааг собирался выступить на Пекинской Олимпиаде, но за два месяца до старта получил травму и объявил о завершении карьеры. После того как он это сделал, прогремела новость о его положительной допинг-пробе на эритропоэтин.
Так, уже уйдя из спорта, Гааг был дисквалифицирован на два года. Если человеку не везет – то во всем.
Братская глупость
Один инцидент – случайность. Два – закономерность. Три – система. Неизвестно, к какому выводу мы могли прийти, выступай в велоспорте не два брата Иглинских, а три.
Максим и Валентин могли бы затянуть столь любимую в наших широтах песню про Запад, который не хочет, чтобы казахстанский спорт поднялся с колен, если бы не одно “но”. Запрещенное вещество, на котором их поймали, – одно и то же. Эритропоэтин. Причем друг от друга две эти дисквалификации отделяет месяц. Так что ни о какой постановке и подставе говорить нельзя.
За время двухлетней дисквалификации у Валентина и Максима будет много времени, чтобы обдумать свое поведение: Олимпиаду в Рио они пропустят в любом случае. Все, что они могут, – поговорить друг с другом по-мужски. И выпить по-братски. Главное, после этого кое-кому не садиться за руль в Европе.
Универсиадские шалости
Активно принимают допинг в тяжелой атлетике. Так, в прошлом году уверенное первое место по числу спортсменов, “залетевших” на приеме запрещенных препаратов, занял Азербайджан. 17 положительных допинг-проб!
Отличились со знаком минус и казахстанские штангисты. Сразу 13 спортсменов завалили допинг-контроль в прошлом году. За эти шалости наша федерация выплатила IWF гигантский штраф: полмиллиона долларов.
Самые известные имена в списке попавшихся – чемпион Универсиады-2013 в Казани Фархад Харки и серебряный призер Универсиады-2011 Александра Аборнева.
Примечательно, что большинство из штангистов были пойманы на Универсиаде. И опять-таки большинство – на препаратах советских времен: либо на станозололе, либо на дегидрометиле-тестостероне.
Особо привлекает внимание то, как на это ЧП отреагировали в Казахстане. Кроме смены руководства федерации и декларативных заявлений о важности борьбы с допингом другой реакции не последовало. Главный тренер сборной Алексей Ни в интервью ряду изданий тонко намекнул: это была расплата за наши золотые успехи на Олимпиаде в Лондоне. Точнее, наставник выразился немного иначе. Но поняли его именно так.
Штанги звон, как звон скандала
Мы снова возвращаемся к нашим тяжелоатлетам. В 2007 году на чемпионате мира загремели три спортсмена из Казахстана. Камила Багаудинова, Мухит Усенбаева и Вячеслав Ершов были пойманы практически в одно и то же время с разницей в несколько дней.
Интересно, что тогда Вячеслав Ершов был на подъеме. Чемпион Азиатских игр считался одной из наших надежд на Олимпиаду. И его отсутствие в сборной тренеры списывали на мифическую травму. Чем занимается Вячеслав Ершов сейчас – известно всем. Штангист вернулся в спорт, принял участие в Азиаде. А еще он муж нашей олимпийской чемпионки Майи Манезы.
Плавали – не знаем
В последнее время модно ассоциировать казахстанское плавание с новоявленным героем Азиады Дмитрием Баландиным. Раньше олицетворением этого вида спорта в Казахстане был Владислав Поляков. Но куда этим парням до популярности Евгении Ермаковой!
В 1990-е годы она была нашим плавательным всем. Но перед Олимпиадой в Сиднее Ермакова попалась на употребление фуросемида, и после этого ее карьера фактически была завершена. Да, Евгения завоевала лицензию на Игры в Афины, но до греческой столицы не доехала.
Грешная лыжня
Самый показательный пример того, что к допингу отношение в Казахстане лояльное, это случай в лыжных видах спорта. В 2007 году после чемпионата мира в Японии пробы трех наших лыжников – Максима Однодворцева, Евгения Кошевого и Андрея Кондрышева – показали наличие в их организме повышенного содержания тестостерона.
Спустя год они были отстранены от занятий спортом на 12 месяцев. Все это время в нашей стране информация о положительных допинг-пробах замалчивалась на всех уровнях – начиная от тренеров и заканчивая сотрудниками федерации и ведомства, отвечающего за развитие спорта. Вместо того чтобы признать, что допинг – зло, и отругать попавшихся, выдумывались самые разные версии отсутствия трех лыжников.
Стоит отметить, что чемпион Азиатских игр Максим Однодворцев после дисквалификации в спорт не вернулся. А вот Евгений Кошевой даже на Олимпиаде в Ванкувере и Азиатских играх-2011 смог поучаствовать.