Небоскребы на глиняных ногах - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Небоскребы на глиняных ногах

Небоскребы на глиняных ногах

Экономический кризис и последовавшее вслед за этим сокращение объемов строительства, сберегли Шымкент от появления пизанских башен. Которые, увы, не славятся своей устойчивостью.

  • 10 Декабря 2008
  • 1264
Фото - Caravan.kz

В Шымкенте в последние годы начался бурный рост капитального строительства. В том числе и высотных, многопрофильных зданий, так называемых небоскребов.
Практически каждое такое строительство сопровождалось активной рекламной компанией, сообщающей о высокотехнологичной продвинутости стройки, высоком имидже и авторитете строительной фирмы, возводящей сей объект.
Однако в связи с нагрянувшим финансовым кризисом последовало замедление темпов, а то и сворачивание на неопределенных срок графиков строительства. Поугас и весьма агрессивный пир.
В наступившей паузе все отчетливей стали слышны совсем другие комментарии относительно качества и надежности будущих шымкентских билдингов.
На минувшей неделе большой семинар-совещание о «Состоянии и путях улучшения качества капитального строительства в Южно-Казахстанской области» провело Управление государственного архитектурно-строительного контроля ЮКО (более известное как ГАСК).
— С целью создания единой методологической основы по определению качества проводимых строек, в нашем управлении впервые применены классификационные признаки критических и незначительных дефектов, разработанные на основе требований содержащихся в нормативно-технических документах РК, — сообщил глава ГАСКа Айдархан Шадиров.
— Эта же классификация может быть использована и при решении вопросов об административной ответственности должностных лиц, организаций и учреждений, допустивших нарушения в области строительства, — заметил начальник ГАСКа.
Данные классификаторы были использованы специалистами ГАСКа при проведении проверки качества строительства 15-ти этажного жилого дома с торговым помещением, автопаркингом, строящегося в Шымкенте по бульвару Кунаева.
В результате проверки, специалистами ГАСКа выявлены серьезные ошибки уже на стадии проектирования высотки. Позволим себе процитировать слова Айдархана Шадирова, которые хоть и очень специфичны, но очень показательны.
Так, по словам руководителя ГАСКа, проектировщиками (одно из проектных бюро Астаны) «…не были разработаны вертикальная схема монтирования колонн, диафрагм; … отсутствует в полевом участке поперечное армирование диафрагм; … не разработано армирование зоны продавливания на уровне плит перекрытий, узлы крепления, стыки, загибы и п-образные детали, которые должны обеспечивать соединение на уровне нижних и верхних зон арматуры монолитных перекрытий…
…В локальных участках колонн, проектом было предусмотрено армирование восьмью стержнями, из которых четыре диаметром 20 мм и четыре по 16 мм. Однако по расчетным данным, проведенным контролерами ГАСКа, в данном участке требовалось армирование восьмью стержнями диаметром не менее 22 мм…»

Таким образом, по оценке проверяющих, снижение поперечного сечения продольной арматуры только на этом участке составляло 33 процента от несущей способности. Более чем на четверть (на 26 процентов) снижено от расчетных и вертикальное армирование.
Вообще, экономия на арматурном каркасе зданий становится чуть ли не главной «фишкой» современного строительства в РК.
— Даже там, где расчетными показателями допускалось использование арматуры диаметром 16 мм с шагом в 100 мм, в проекте пошли на еще большую экономию — диаметр уменьшили до 10 мм, а шаг между стержнями арматуры увеличили до 150 мм! — говорит Айдархан Шадирович.
Характерным нарушением со стороны подрядчиков стала и дальнейшая экономия. Например, отсутствие в примыкающих к узлам ригелях и колоннах замкнутых поперечных хомутов. Допущен обрыв верхней и нижней арматуры ригелей в зонах примыкания к колоннам — в зонах максимального напряжения с крутильными моментами.
Наконец, самое серьезное нарушение было допущено в процессе армирования — отсутствие требуемой разбежки в стыкуемых элементах арматуры. По нормативам, в узловых точках должны стыковаться (попросту привариваться друг к другу) не более 50 процентов стержней арматурного каркаса. Остальные стержни должны стыковаться в следующих узлах. Таким образом, должен соблюдаться шахматный порядок стыков арматурного каркаса, так называемой разбежки. Но и это условие подрядчики-строители не выполняют.
— Все эти требования, между прочим, изложены в СНИПе и других нормативных и правовых документах, регламентирующих архитектурно-строительную деятельность, — замечает Шадиров.
— Вообще, оформление технической документации на строительство также велось нерегулярно, везде отсутствовали данные испытаний на прочность образцов бетонных конструкций, сварных соединений, поэтажная геофизическая съемка, — сообщает руководитель ГАСКа.
— Эти нарушения по нашей классификации относятся к значительным и критическим дефектам, — говорит Айдархаен Шадияров.
Аналогичные нарушения выявлены и при строительстве ряда других объектов. В том числе и на другом шымкентском небоскребе — 7-этажном доме, строящемся по ул. Иляева.
Возможно, экономический кризис позволит строительным компаниям еще раз продумать свои проекты и пересмотреть подход к строительству, надеются в ГАСКе.
Однако не стоит забывать: в связи с удорожанием всего и вся, стороителям придется на чем-то экономить, и, скорей всего, как привыкли делать у нас — снова на человеческой безопасности.

Фото с сайта shimkent.info