Небазарный день - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+19 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Небазарный день

Небазарный день

наступил в минувший вторник на алматинских рынках “Болашак” и “Кулагер”

  • 25 Апреля 2008
  • 1356
Фото - Caravan.kz

Покупательная способность казахстанцев снизилась – и продавцы на вещевых рынках почувствовали это первыми.

С призывами о снижении арендной платы и угрозой забастовки выступили торговцы алматинской барахолки. Правда, пыла торговцев хватило только на один день. Когда на следующий день мы заглянули на рынок “Кулагер”, там спокойно шла торговля.

Самыми решительными оказались торговцы обувью. По их словам, они первыми ощутили наступление перемен – люди попросту перестали покупать обувь. Между тем плата за аренду контейнера взимается в прежних размерах.

– Ежемесячно мы с одного контейнера платим только государственную аренду в размере 95 тысяч тенге, – рассказывает одна из продавцов, Маржан. – Помимо этого платим хозяину. За два квадрата в этом контейнере я выкладываю около 50 тысяч тенге, вместе со мной контейнер арендуют еще восемь человек, каждый платит за свой клочок. Откуда такая цена? У меня муж торгует на автомобильном рынке – за 40-тонный контейнер с миллионным товаром там платят государственную аренду – всего 18 тысяч тенге. Кроме того, с прошлого года мы платим так называемую “ежедневку” – примерно 540 тенге с места. А еще просто какие-то сборы: приходят люди, якобы из администрации, – сдавай по тысяче тенге и не спрашивай. Если арендную плату не снизят, придется уйти с этого рынка.

Мы поинтересовались у сборщиков талонов, куда идут собираемые деньги. В ответ нас молча препроводили в администрацию рынка “Кулагер”.

– Разовые талоны собирают люди из управления выдачи разовых талонов. Мы берем лишь плату за аренду места на рынке, – пояснил нам директор рынков “Кулагер” и “Болашак” Олег Тунгусов. – После инцидента с забастовкой мы решили встретиться с хозяевами контейнеров и переговорить с ними о снижении стоимости аренды. Хотя, скорее всего, рынок сам все отрегулирует. Не будет продаж, люди уйдут, снизится и аренда.

В принципе, мы предлагали людям уйти в другое место, где аренда контейнеров дешевле, но они хотят торговать именно там.

В управлении по выдаче разовых талонов нам пояснили, что разовый талон всего лишь дает право на торговлю на базаре. Другое дело, что помимо этого у торговцев много и других платежей.

Заместитель директора управления Нурлыбек Каримов рассказал нам, что за 2007 год при плане 950 миллионов тенге управление собрало 1 миллиард 60 миллионов тенге с 51 рынка Алматы.

– Это обязательная плата. Другое дело, что некоторые администрации рынков, например, делят одно место на два и собирают дополнительно свой “налог”.

Еще один момент, касающийся инцидента на двух рынках Алматы. Вам любой скажет, что за аренду контейнера на рынке платят 1000 долларов. Но владелец контейнера в договоре укажет сумму 200 долларов, остальное арендаторы платят ему наличными. Легче ведь заплатить налоги с 200 долларов, чем с 1000.

– Что же такое тогда государственная аренда, которую платят торговцы?

– Если рынки стоят на государственной земле, то администрации рынков как бы арендуют эту землю у государства. Платят при этом копейки. Но включают в эту госаренду все, в том числе и свой интерес. Все это ложится на плечи торговцев.

– Торговцы говорят, что помимо этого на рынке существует субаренда контейнеров, в итоге на шее торговца сидят несколько “хозяев”?

– Субаренда, в принципе, запрещена законом с 1995 года. Но кто же об этом заикнется на базаре? Ведь продавцы – зависимые люди.

Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, считает, что игнорировать представителей малого бизнеса чревато:

– Эти люди “кормят” всех, начиная с таможенников и заканчивая участковыми. Никто не знает, сколько талонов ежегодно реализуется на рынках города. Собираемые суммы сильно занижены. Тут такие теневые схемы!..

Этот слой населения – самый бесправный. Их не защищает Закон “О труде”, потому что они самозанятые. У них не будет пенсии. Их в любой момент могут обвинить в контрабанде. И всегда есть повод повысить плату за аренду. Но это огромный социальный слой, с которым нужно считаться. Иначе последствия могут быть непредсказуемыми.

Жанар КАНАФИНА