Но когда, волей случая, страшное испытание обрушивается на человека — вот тогда только и понимаешь всю силу нашей незащищенности перед жестокими силами природы и обстоятельств.
Каждая боль болит по-своему, но нет, наверное, в жизни большего несчастья, чем потерять зрение. Ослепшие люди теряют возможность восприятия огромного, переливающегося всеми красками, прекрасного мира, погружаясь во тьму и одиночество.
Слепота вырывает человека из привычного ему окружения, окунает в глубочайший стресс. Медленно, с трудом и страданиями привыкает он к своему новому состоянию, к миру, который внезапно обернулся для него своей темной стороной…
Слепых, инвалидов по зрению в Казахстане сегодня более 22 тысяч. Это, если считать инвалидов лишь 1 и 2 групп, то есть тех, кто полностью или почти полностью лишен возможности видеть свет дня.
К каждому из них эта трагедия приходила по-разному. У одних это — болезни глаз, например, врожденная дистрофия зрительного нерва. Такие люди становятся слепыми с детства.
Некоторые ослепли после травмы головы, например, при автомобильной аварии. Нередко слепота настигает человека как осложнение после инфекционной или хронической болезни, даже банального гриппа. Заметную долю в увеличение слепых дает такая болезнь, как сахарный диабет — это одно из самых распространенных его осложнений.
Зачастую слепота настигает человека по причине его собственной беспечности и безалаберного отношения к собственному зрению. Спросим себя: кто из нас регулярно, хотя бы раз в год проводит обязательное профилактическое обследование по этой части? Наверное, в лучшем случае, один из десяти, а то и двадцати… Ведь болезни глаз, если их выявить на ранней стадии, можно успешно лечить, избежав, тем самым, трагического финала.
— Сегодня люди так озабочены проблемами выживания, так заняты, что порой пренебрегают первыми, еще слабыми, симптомами грозных болезней глаз, — говорит врач-офтальмолог Хадиша Ускенова. — А болезнь, тем временем, может прогрессировать и весьма бурно. Так что, порой, оказывается, что терапевтическое воздействие уже малоэффективно, а операции не приносят ожидаемого успеха. И наступает слепота.
Система профилактики глазных болезней в Казахстане сегодня практически разрушена. Это более всего сказывается на наиболее неблагополучных слоях населения, то есть именно в той среде, где угроза болезней глаз и, зачастую — слепоты, наиболее велика.
Бедняки, старики, дети — вот где надо прилагать максимум усилий для предупреждения трагического финала, а на это, как правило, нет денег… Рыночные отношения поставили медицину перед необходимостью зарабатывать деньги за счет больных, но не все больные могут платить за эти услуги.
Сегодня для людей, особенно из села, проблема даже найти в своем районе специалиста — врача, который мог бы осмотреть его глаза и правильно поставить диагноз — приходится ехать в город, порой за сотни и даже тысячи километров. А не всем это по карману. А армия слепых тем временем растет.
В пору союзного государства была, по общему мнению, создана эффективная система профилактики, лечения и реабилитации больных глазными болезнями и инвалидов по зрению. Это позволяло включить слепых в нормальную жизнь, в работу, в общение, то есть, они чувствовали себя нужными, хоть и не до конца полноценными, членами общества. Сегодня эта система почти полностью разрушена, а то, что пришло ей на смену — жалкая тень, не способная решить насущнейших проблем слепых.
— При Советской власти, надо отдать ей должное, была создана весьма эффективная и разветвленная система профилактики, лечения и реабилитации больных глазными болезнями и инвалидов по зрению, — рассказывает психолог Наталья Маркина. — Инвалиды по зрению, объединенные в трудовые коллективы, имели свою экономическую «нишу» в народном хозяйстве страны, они работали, общались, вели активную общественную жизнь. Теперь же инвалиды по зрению предоставлены сами себе и заботе своих родственников, то есть возможность полноценного общения, самореализации, их социальный статус резко снизились. Это наносит людям колоссальную психологическую травму, ведет к депрессии, к развитию различных иных заболеваний.
В свое время в системе КОС (Казахского общества слепых) были организованы во всех областях и регионах страны более 30 промышленных предприятий, на которых слепые могли работать, получать неплохую зарплату, содержать себя и свои семьи.
Государство создавало необходимые условия для этих предприятий, освобождало их от налогов, оборудовало специальные рабочие места.
Была даже установлена монополия для этих производств на выпуск некоторых видов продукции. Например, крышки для консервирования, электрические разъемы, или кнопка КАЕ -011, которая экспортировалась государством в 20 стран мира — все это было исключительной монополией предприятий системы КОС.
На одном Алматинском производственном предприятии №1 КОС в конце 80-х годов и даже позже трудились 1150 человек, из них большинство — инвалиды по зрению. Благодаря этому, слепые могли получать весомую материальную поддержку к своей и тогда маленькой пенсии, могли чувствовать себя людьми, полезными членами общества…
Сегодня вся эта система, разумная и гуманная, разрушена. Предприятия КОС приравнены в своем статусе к обычным производствам, они платят такие же немалые налоги, монополия отменена, и слепые люди лишились возможности зарабатывать себе на жизнь. Количество работников на том же предприятии №1 сократилось до 45 человек. А взамен государство дало пособие по инвалидности, привязанное к минимальному размеру оплаты труда.
Для инвалида 1-й группы это пособие составляет сегодня 11 070 тенге. Инвалид 2-й группы, то есть тот, кто только чуть-чуть различает свет дня, получает чуть больше 9 тысяч. На эти деньги слепой человек должен жить, питаться, платить за квартиру, одеваться и т.д.
Естественно, что среди инвалидов большинство — очень бедные, даже нищие люди. Только с начала этого года со слепых работников перестали брать социальный налог и пенсионные взносы… Все льготы — по оплате телефона, коммунальных услуг, медицинскому обслуживанию, сегодня отменены. Государство дало, правда, 1300 тенге — компенсацию за коммунальные услуги, но эти крохи, естественно, не могут возместить потерь обездоленных людей.
— Если бы только нам дали возможность работать! — инвалид Евгений Седых, проработавший на предприятии №1 долгие годы, качает головой. — Мы тогда смогли бы дать надежду сотням и тысячам слепых людей. Но сегодня мы платим все налоги, как рядовой предприятие, даже НДС! Пусть хотя бы вернут нашим предприятиям льготы по НДС — к нам сразу потянутся заказчики и инвесторы, и мы сможем дать работу многим людям, которым сегодня остается только нищета и одиночество. Мы пытаемся достучаться до властей, пишем письма, ходим на приемы. Но пока дело с места не движется. В советские времена я с семьей жил, как человек, вырастил двоих детей, выучил их. Сегодня же возможности работы у нас, слепых, резко сократились. Нет заказов — нет и заработка. Средний заработок рабочего на нашем предприятии составляет 7-9 тысяч тенге в месяц, но люди и этому рады — хоть какое-то подспорье! Слепые сегодня живут очень трудно, но на наши просьбы о помощи власти отзываются скупо.
Много раз, на различных уровнях, даже в парламенте поднимался вопрос о том, что следует установить для предприятий обязательную квоту на рабочие места для инвалидов, дать предпринимателям весомые стимулы для того, чтобы они принимали инвалидов на работу, оборудовали для них рабочие места.
Но реальных дел за словами не видно: ни налоговых льгот, ни других преференций бизнесмены сегодня за это не получают. А значит — им нет резона идти на дополнительные расходы, чтобы помогать решать обществу эту проблему. Те средства, которые государство на них экономит — ничтожны, по сравнению с глубочайшим социальным негативом, к которому ведет казенное, безразличное отношение к судьбам инвалидов.
Все мы знаем о сегодняшнем процветании Казахстана. Но за звуками победных фанфар нельзя забывать о тысячах людей, обделенных судьбой, чья жизнь — отчаянная борьба за выживание.
Цивилизованное общество, к которому мы хотим принадлежать, сирот не плодит, и тех, кто не похож на всех, не забывает…