Отныне все доходы нефтяного сектора (а это внутренние налоги — корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую нефть) будут поступать напрямую в Национальный фонд.
Эти средства можно будет использовать лишь на программы развития. Но вот сможет ли Нацфонд стать фондом развития — еще не факт.
Новая модель формирования активов Национального фонда предусматривает трансферты для бюджета развития — финансирование институтов развития, их программ, формирование их уставного капитала и т.д.
Трансферт из Национального фонда определяется как постоянная сумма плюс часть суммы от активов Нацфонда за предыдущий период. Специальная формула, по которой высчитываются трансферты, позволяет увеличивать доходы бюджета по мере увеличения активов Нацфонда, в то же время при сокращении активов изъятия в бюджет тоже будут сокращаться. При этом возможно законодательное закрепление размера дефицита бюджета либо установление нулевого дефицита между текущими расходами и нефтяными доходами.
В целом метод сбалансированного бюджета должен сыграть на пользу развития казахстанской экономики. Но этого может и не произойти, если учесть тенденции последних лет. Об этом шла речь на конференции «Казахстанская нефть — шанс для развития», организованном Фондом «Сорос Казахстан».
Казахстан сегодня имеет равные шансы стать не только одной из крупных нефтедобывающих стран мира, но и страной с хорошо диверсифицированной экономикой. Правда, это может произойти лишь при определенных условиях.
С 1998 года Казахстан, согласно официальной статистике, увеличил добычу нефти с 25,9 миллионов тонн до 56,1 миллионов тонн в 2004 году. Если посмотреть планы на будущее, то в 2015 году страна будет добывать 115-130 миллионов тонн «черного золота».
Как считает доктор экономических наук Арыстан Есентугелов, «стратегия форсированной добычи нефти не отвечает интересам страны. При таких темпах роста добычи нефти никакие структурные преобразования экономики в допустимых пределах не позволят приблизить долю готовой продукции в доле сырья в ВВП, тем более, в экспорте».
Он уверен, что ничто так не расхолаживает людей и власть, как изобилие природных ресурсов, приносящее огромные избыточных доходы при благоприятной конъюнктуре в мировой экономике.
Казахстан это уже ощущает на своем примере: стремительно укрепляется обменный курс тенге, повышаются издержки производства. В результате конкурентоспособность несырьевого сектора экономики падает, и необходимые структурные и институциональные реформы тормозятся.
Для Казахстана сегодня нет более актуальной и необходимой задачи, чем диверсификация экономики и повышение ее конкурентоспособности. Во-первых, необходимо осваивать новые виды готовой продукции, прежде всего, высокотехнологичных, с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых, произвести качественное обновление основных фондов несырьевого сектора экономики. В-третьих, обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами.
В настоящее время обрабатывающая промышленность базируется на сильно изношенном и морально устаревшем оборудовании. Уровень износа, по некоторым данным, достигает 60 процентов, и эти оценки представляются чересчур оптимистичными. За последние пять лет экономического подъема основные фонды не подвергались коренному изменению, и на таком оборудовании вряд ли можно выпускать товары высоко качества, уже не говоря о высокотехнологичной продукции.
На долю всей обрабатывающей промышленности приходится всего 9,8 процентов инвестиций в основной капитал, направляемых в экономику страны. Причем, эти инвестиции направлены лишь на развитие двух отраслей — пищевой промышленности и металлургии.
При этом в развитие сельского хозяйства вкладывается мизер — всего лишь около 2 процентов инвестиций, направляемых в экономику Казахстана. Сельские территории, где проживает 44 процента всего населения, не могут оправиться от кризиса: не хватает сельхозтехники и оборотных средств.
В таком же положении находятся системы энергоснабжения, водоснабжения, транспортно-дорожные системы. В кризисном состоянии находятся образование, наука и здравоохранение — объемы государственных инвестиций в эти сферы хотя и растут, но все же недостаточны.
Таким образом, в нефтяных доходах нуждаются наиболее важные сферы экономики и социальной системы. Однако, как говорит Арынстан Есентугелов, трансформация нефтяных доходов в инвестиции на развитие несырьевого сектора наталкивается на серьезные препятствия. Прежде всего, обрабатывающая промышленность для нефтяных компаний не представляет интереса, как источник получения заметных доходов. Во-вторых, в силу неразвитости фондового рынка, акции самых высокодоходных сырьевых компаний остаются не вовлеченными в рыночный оборот. В-третьих, считает эксперт, трансформировать нефтедоходы в инвестиции можно было бы через рынок банковских кредитов. Однако отечественные банки практически не имеют связей с компаниями сырьевого сектора — те обслуживаются в иностранных банках и инвестиционных группах. «Значит, для инвестиций в экономику может быть использована лишь та часть нефтяных доходов, которая поступает в виде платежей государству», — резюмирует Арыстан Есентугелов.
Новая модель формирования Национального фонда как раз предусматривает, что деньги из него могут быть направлены лишь на цели развития. Однако институты развития, существующие уже довольно продолжительное время — до пяти лет, пока так и не стали движущей силой экономического развития. Пожалуй, можно перечислить всего лишь несколько примеров, которые стали успешными (например, создание инфраструктурных проектов, под которые выпущены облигации), но и там слишком много вопросов относительно рисков инвесторов. Возможно, эту трудную задачу сумеет выполнить фонд устойчивого развития «Казына», специально созданный для координации работы институтов развития.
Но в любом случае, считает г-н Есентугелов, государству в ближайшее время наверняка предстоит решать проблему трансформации государственных нефтяных доходов в частные инвестиции.
Как правило, использование государственных средств неэффективно, и потому нужно найти такой механизм, чтобы диверсифицировать экономику за счет госсредств, но с помощью частной инициативы.
Коллаж с сайта www.rbc.ru