Выступая вчера на пресс-конференции, посвященной итогам прошедшего события, сопредседатели Оргкомитета конкурса Константин Горожанкин и Александр Ляхов сразу заявили, что каждого победителя в 14-ти тематических и 7-ми специальных номинаций можно считать золотым фондом казахстанского Интернета.
«Все номинации равноценны. Здесь нельзя выделить главного и вспомогательного, или, как еще любят говорить, поощрительного места, — сказал Александр Ляхов, сопредседатель Оргкомитета конкурса. — Каждый вносит что-то свое».
«Внести что-то свое» попыталось 637 участника, подавших заявки на участие в ежегодно проводимом конкурсе, цель которого — «выявление весомых в художественном, технологическом и социально-культурном плане ресурсов Казнета».
Однако 80 из них вынуждено было покинуть гонку за звание лучшего уже на первом отборочном туре. «Причин для так называемого «отсева» может быть несколько. Это и нарушение законодательных норм, оговоренных положениями конкурса, и неготовность самих сайтов. «Полуфабрикат», наполовину заполненный в своих разделах, не может стать лучшим в своем роде. Еще одна причина — нулевой контент. Сайт, где есть все и ничего — всего лишь свалка», — отметил Александр Ляхов, подчеркивая при этом, что во имя избежания субъективного восприятия ресурсов, в отборе принимало участие 7 специалистов.
«Для одного этот сайт мог показаться мусорной свалкой, для другого — отрытой жемчужиной», — отметил он.
Яркий тому пример нами был обнаружен на сайте конкурса в разделе «Вопрос-ответ» http://www.award.kz/faq, где произошел примерно следующий диалог. Один из потенциальных участников пишет: «Я сделал отличный сайт, но там — сплошная порнография, везде красиво написаны призывы к насильственному свержению существующей власти, куча классных программ с взломанными ключами, практическая схема по созданию атомной бомбы и несколько предложений по пр.». На что организаторы проекта дали свой прямой и вполне логичный ответ: «К сожалению, у нас нет номинации «Они разыскиваются милицией», но если вы нам поподробней расскажете про себя и свой сайт мы их обязательно передадим в соответствующий конкурс, где уверены, Вам очень обрадуются».
Между тем, участникам конкурса, ставших впоследствии номинантами, а потом и победителями, пришлось выдержать строгую оценку членов Отборочной комиссии и жюри по основным параметрам: дизайн и юзабилити (удобство использования и пользования ресурсом); содержание и интерактивность; функциональность и технологичность.
В итоге, победу в 14-ти номинациях одержали хозяева сайтов, тематически направленных на конкретную сферу деятельности.
Так, лучшим ресурсом в области средств массовой информации стал Костанайский областной еженедельник «Наша газета» (http://www.ng.kz), в сфере детского воспитания, образования и науки лидером признали студенческое информационное пространство Казахстана (http://www.univer.kz), сумевший удержать призовое место после прошлогоднего триумфа; на «здоровом пространстве» был отмечен медицинский портал Doctor.kz (http://www.doctor.kz), ухитрившийся, по словам жюри, обойти четырехкратного призера конкурса — ресурс центра подготовки к родам «Мама Плюс» (http://www.mama.kz).
Как отмечается в пресс-релизе организаторов, в двух номинациях «дерзкие новички оттеснили на вторые-третьи роли признанных фаворитов». К примеру, в номинации «Отраслевые и региональные порталы» YK.KZ ( www.yk.kz), портал города Усть-Каменогорска, обошел титулованных соперников, которыми считаются юридический портал Zakon.kz (http://www.zakon.kz/) и обладатель журналистской премии «Алтын Жулдыз» 2007 года — медиа-портал «Издатель.kz» (http://izdatel.kz).
Отмечая этот факт, Константин Горожанкин, являющийся сопредседателем Оргкомитета конкурса, подчеркнул, что все отраженные события показывают реальную картинку состояния казахстанского интернет-пространства. «Опережая вопрос журналистов об отличии российского интернета и пространства Казнета, отмечу, что отличий, как таковых, нет. В худшую сторону, по крайней мере, точно, — заявил Борис Соркин, председатель международного Жюри AWARD.KZ 2007, основатель и владелец информационного агентства REGNUM, высказавший свою идею о том, что, выбирая председателем конкурса российского эксперта, казахстанские «ребята хотели обучить» своего коллегу. — У Казнета большое будущее. Об этом может свидетельствовать даже тот факт, что за те деньги, трудовые ресурсы, и сроки, что были выделены на проведение этого конкурса, в России его провести было бы невозможно».
Отмечая «педантичный подход» в проведении и организации конкурса, владелец REGNUM заявил о необходимости проведения подобных мероприятий в «залог развития нового информативного, интерактивного пространства».
По словам же представителей интернет-компании «Creаtida», ставшей обладателем Гран-при с очень высоким средним баллом в 7,92 и звания «Лучший сайт конкурса AWARD.kz 2007» (http://www.creatida.kz — 4 первых места, 2 вторых и 4 третьих), нынешний Казнет прогрессирует в своем развитии. «Прогресс связан с ростом количества посетителей, юзеров интернет-пространства. С каждым разом растет число людей, приобщившихся к нему в регионах. Качество же сайтов растет в результате «работы над ошибками» прошлых лет», — заявил Руслан Гельманов, коммерческий директор компании «Creatida», подчеркнувший при этом, что залог некоего отставания Казнета в своем развитии может быть связан с высокой стоимостью его пользования.
Решению этого вопроса обещал способствовать Амират Конысбаев, директор представительства Казахстанской Ассоциации IT-компаний в Алматы, заявивший в ходе пресс-конференции о создании общественного фонда, который будет впоследствии заниматься вопросами проведения интернет-конкурса. «Особенно мне бы хотелось отметить тот факт, что в этом году по сравнению с предыдущим годом увеличилось число участников конкурса в номинации «лучший сайт на государственном языке», — отметил Амират Конысбаев. Кстати, победителем в этой специальной номинации стал сайт «Народного Банка Казахстана» (http://www.halykbank.kz).
Так или иначе, прошедший конкурс ярко свидетельствует о том, рынок интернета в Казахстане динамично развивается, невзирая на объективные препоны: низкий уровень проникновения, дороговизну, тщательно скрываемую, но все же пускаемую время от времени в ход цензурную опцию (для информационных сайтов).
В целом же, по результатам рейтинга, опубликованного международными экспертами в IT-сфере, наиболее привлекательным телекоммуникационным рынком в странах СНГ все же является именно рынок в Казахстане. И это, по мнению организаторов конкурса, отражается в итогах AWARD.kz.