После объявления, что срок их введения перенесен на 1 января 2009 года, исчез и ажиотаж с получением талонов к водительским удостоверениям. Казахстанские водители в очередной раз расслабились, пороги регистрационно-экзаменационных отделов УДП никто не атакует. Сотрудники АО Kazakhstan Processing Centre, которое в свое время выиграло тендер на изготовление ТВУ, откровенно скучают. В Алматы в каждом РЭО есть сотрудники этого центра. Условия выдачи все те же: необходимо скачать с сайта
e-kz.com форму заявления, заполнить (пример заполнения заявления был опубликован 30 мая в №22), распечатать в 4 экземплярах, прихватить с собой копию удостоверения личности и водительского удостоверения и сдать их в пункт приема документов в РЭО. В случае, если нет возможности самостоятельно заполнить форму заявления, за услугу придется все же заплатить 300 тенге, и вам на месте заполнят все документы. Через месяц талон можно забирать.
А банки-то не в курсе
Однако, несмотря на то что председатель Комитета дорожной полиции заверил, что талоны выдаются бесплатно, в магазинах ТОО “Евросеть Казахстан” их можно приобрести за 1200 тенге. В то же время, по информации, размещенной на сайте АО Kazakhstan Processing Centre e-kz.com, талон выдается бесплатно! А 1200 тенге – это оплата дополнительной услуги страхового брокера. Предоставляет услугу некое ТОО “Страховой брокер e-kz.com”, которое, видимо, создали специально под талоны. Эта никому не известная компания в случае приобретения талона в салонах “Евросети” гарантирует заключение “публичного договора” на оказание услуг страхового брокера. Кроме того, непонятно, 1200 тенге – это оплата услуги на все время действия талона или через полгода появятся новые правила, согласно которым получатели услуги должны будут чуть ли не каждый месяц платить по 1200 тенге?
На сайте также размещена информация о том, кто такой страховой брокер и какие услуги он предоставляет: “В цену включается урегулирование по страховым случаям при автотранспортных происшествиях – страховой брокер не допустит занижения страховыми компаниями оценки ущерба. Содействие в страховании в надежных страховых компаниях на оптимальных условиях. Организация страхования при использовании соответствующих возможностей талона (электронная цифровая подпись, электронный договор страхования ответственности, платежная карточка) – через Интернет и любую точку ТОО “Евросеть Казахстан”.
Может, и замечательно, что Kazakhstan Processing Centre заботится о согражданах, предлагая новую услугу, только вот действующие на казахстанском рынке страховые компании пожимают плечами, отказываясь при этом давать официальные комментарии, поскольку темы для обсуждения, по их мнению, нет.
Много вопросов вызывает долго рекламируемая дорожной полицией и такая функция талона, как оплата штрафа на месте правонарушения. Как пояснили в Комитете дорожной полиции, в случае согласия водителя с предъявляемым ему нарушением он непосредственно с терминала дорожного полицейского набирает свой PIN-код и оплачивает штраф. При этом отметка об исполнении административного взыскания будет занесена в память микропроцессора ТВУ автоматически – очень важная функция талона, которая избавляет водителя предоставлять лично в органы дорожной полиции сведения об оплате штрафа через банк. Отметка об оплате, возможно, действительно полезная функция, но остается непонятным, где и сколько (на каком счете и в каком банке) средств должен хранить водитель, чтобы воспользоваться данной функцией.
– Талон является средством доступа к индивидуальному карт-счету, открытому держателем талона в каком-либо из банков второго уровня, – сообщил заместитель председателя Комитета дорожной полиции Каверин. – Решение о выборе банка и использовании ТВУ как платежной карточки принимается только самим владельцем.
Только вот в банках второго уровня, к сожалению, ничего про талоны как платежные средства не знают. Как пояснили сотрудники нескольких банков, теоретически расклад, который предлагают дорожные полицейские, возможен, но в реальности вряд ли хоть один банк возьмет на обслуживание карточку, которая выпущена неизвестно где и неизвестно кем.
Неплатежеспособный пластик
Каким образом тогда будет использоваться талон как платежный инструмент, если под него даже карт-счет не откроешь? И даже если кто-нибудь и возьмет на обслуживание ТВУ как платежный инструмент, то за его обслуживание в любом случае придется платить дополнительные средства.
– Оплату штрафа на месте совершения правонарушения через терминалы дорожной полиции можно производить не только с использованием ТВУ, но и с помощью уже имеющихся у граждан банковских карточек, – пояснили в Комитете дорожной полиции.
После этих комментариев возникает вопрос: а зачем тогда нужны талоны?
Можно предположить, что Комитетом дорожной полиции или АО Kazakhstan Processing Centre с одним из банков второго уровня будет заключен договор на обслуживание ТВУ, открыт счет, на котором и будут аккумулироваться средства водителей. Исходя из размеров сегодняшних штрафов водители должны будут “положить” на счет не менее 20 тысяч тенге. Если всего в Казахстане зарегистрировано 500 тысяч водителей, то на оплаты штрафов в этом банке уже наберется 1 миллиард тенге! С другой стороны, за каждое правонарушение, даже самое незначительное, сейчас изымается водительское удостоверение – якобы для того, чтобы люди оплачивали штрафы. В такой ситуации сам собой напрашивается вывод, что казахстанских водителей подводят к мысли, что иметь талон и счет с деньгами все же лучше, чем по нескольку дней бегать в управление дорожной полиции, чтобы вернуть свои документы.
Только цифры
По состоянию на 8 августа 2008 года в подразделениях дорожной полиции по республике выдано всего 98 894 талона к водительским удостоверениям. В частности, в Астане талоны получил 13 201 водитель, в Алматы – 22 176. Среди областей лидирует Костанайская область, где ТВУ получили 22 463 водителя, в Южно-Казахстанской области выдано 15 822 талона, в Жамбылской – 5500, в Восточно-Казахстанской – 4766, в Карагандинской – 4369, в Павлодарской – 3832, в Кызылординской – 3530, в Западно-Казахстанской – 1256, в Алматинской – 674, в Актюбинской – 402. Не проявляют активности водители Северо-Казахстанской области, где выдано всего 335 талонов, Мангистауской – 330 и Атырауской области – 174 выданных талона. А вот в Акмолинской области талоны пока получили всего 64 водителя.
Анна ПАВЛОВА