Главное: режим чрезвычайного положения в стране завершен. Сняты блокпосты между городами и областями. Открыты междугородные железнодорожные и автобусные маршруты. Во многих странах, в том числе и в Казахстане, стартовал туристический сезон. Возобновили деятельность предприятия малого и среднего бизнеса, непродуктовые рынки, банки, ЦОНы и большие торговые центры. А масочный режим, вопреки рекомендациям минздрава, граждане соблюдали у нас не во всех городах и областях. Один человек заболел – и дальше по цепочке, в геометрической прогрессии. Вот именно эта открытость, похоже, и может породить вторую волну инфекции в июле.
Министерство здравоохранения рассчитывало, что к июню число заболевших в республике не превысит 5–6 тысяч. Сейчас – почти 12 тысяч. Хотя меры были приняты правильные. По мнению экспертов, у населения разгильдяйское (если не сказать сильнее) отношение к инфекции. Но Президенту ТОКАЕВУ и премьеру МАМИНУ пришлось пойти на смягчение жестких ограничений, потому что у малого и среднего бизнеса в противном случае не оставалось шансов на выживание.
Существенная деталь: почти все эксперты предпочли не называть “КАРАВАНУ” свои фамилии. Нет, у них не брали какие-то расписки о неразглашении. Люди просто не хотят ссориться с начальством. Обжегшись на “молоке” вольнодумства…
– Коронавирус требует продолжения банкета?
Жибек Д.:
– Вторая волна будет не такой страшной, как первая. Третья – еще мягче. У людей начнет вырабатываться автозащита. Любая инфекция лечится карантином. Потом, после прививок, начинается перекрестный иммунитет.
– Эксперт из канадского Университета Макгилла Генри Минцберг сказал, что у правительств стран мира было 2 варианта: “Либо запереть всех людей по домам и убить экономику, либо всех выпустить и похоронить. Чтобы экономика потом сама умерла”.
– В мире сегодня много эпидемий, с которыми борются десятки лет. Но они не стали тренировочной базой для правительств. Может, этот ковидис чему-то научит? Все люди надеются, что никогда и ничем не заболеют. Даже мы, врачи…
Константин Ермоленко:
– Мы, специалисты, можем давать только рекомендации. Решения принимают другие люди. Маски – да! – надо носить. Перчатки одноразовые – тут у меня сомнения. Это не очень хорошо для рук. Пользоваться ими (а мы должны ими пользоваться!) имеет смысл, только если их менять при постоянных контактах. Но тогда перчаток не напасешься. Вот в КНР всего за пару недель на жесткий карантин упекли больше 50 миллионов человек. Комендантский час и всё такое. В мире сразу закричали о нарушении прав человека. Зато сегодня в Китае самый низкий уровень заболеваемости…
Татьяна Александровна К.:
– Маска, перчатки, санитайзеры и прочие гигиенические средства на входе в офис – лучшие средства защиты. И желательно плотно застегивающаяся одежда.
– Так лето уже, жара! Куда застегиваться? От потного человека не всегда хорошо пахнет.
– От покойника тоже не розами и гладиолусами. Вы же хотите остаться здоровым? При разговоре держитесь от человека на расстоянии метр-два. Если кашляет – 3–5. Чихает – бегите подальше! Я, вирусолог с 30-летним стажем, знаю, что говорю. Не стоит надеяться на авось.
– Почему вы считаете, что третья волна будет осенью?
– Не исключаю, что после летней вспышки возможны новые ограничения. Но потом начнется уборка урожая, тогда их могут частично снять. Массовое передвижение людей, туристический сезон в разгаре… А какая дисциплина у наших граждан – мы хорошо знаем: ни масок, ни перчаток! Не очень разборчивые пациенты. Особенно в небольших населенных пунктах. А еще зарубежным туристам разрешили заезжать в Казахстан без справок о заболевании коронавирусом. Так что в октябре – ноябре, видимо, надо ждать третью волну.
Нет – буду только рада…
Они работали вместе и радостно. И заразились в один день
Три недели назад врачи Евросоюза подписали приговор большим офисам – так называемым оpen space, когда в одном зале сидят десятки работников. Не важно: банков, больших компаний, юридических контор, бирж труда и так далее. Поскольку эти “телятники” – 100-процентная угроза заражения. С марта 82 процента компаний мира перешли на удаленку. Огромные офисы теперь под запретом. Коронавирус головного мозга: правда о том, что происходит в стационарах, где лечат инфицированных больных
Константин Ермоленко:
– Подхватить заразу там можно с любого чиха и кашля соседа. Хватанул голой рукой за ручку двери – тоже привет! Взялся за ручку кружки с кофе, из которой он пил, набил пару слов на его клавиатуре, поговорил по его офисному телефону? Всё, вы – наш пациент. Помните голливудскую комедию “Голый пистолет” с Лесли Нильсеном?
– С трудом.
– Там есть сцена, где он надевает на себя и любовницу презервативы в полный рост, на всё тело. Потому что оба – за безопасный секс. Так вот: открытые кабинеты в больших офисах сегодня требуют почти такого же презерватизма (смеется). Или другой вариант: всем уходить на удаленку.
– В Европе считают, что это финал офисной и корпоративной культуры, тимбилдинга, разрушение связей между работниками компаний. Психологи утверждают, что личное общение между работниками, включая мимику, жесты, треп в курилках, почесывание носа или уха, даже ругательства в адрес друг друга и интим на рабочем месте, – дает более высокие результаты.
– Я вирусолог, а не психиатр. Понимаю, что дешевле конференц-связь, чем аренда офиса. Конечно, эффективнее общаться вживую, чем по Инету. При этом не надо тратиться на доставку своего тела с головой в контору. Но никто же не хочет заболеть? Выбирайте…
Татьяна Александровна К.:
– Изоляция – это полностью закрытые помещения. Лучший вариант – кабинеты, где сидят максимум 2–3 человека. Только совсем здоровых человека! Если большой офис – то перегородки от пола до потолка! И чтобы двери были. Если в большом помещении циркуляция воздуха из одного источника и общий кондиционер, Сергей, я не хочу вас пугать – это прямой путь к заражению.
Вирус – не бешеная собака. Его не застрелишь.
В мире уже 2–3 десятка премьер-министров и просто министров заразились. Журналисты одного нашего национального телеканала “попали”, акимат Мангистауской области… Вы представляете, сколько людей надо будет посадить на карантин, чтобы избежать трагических последствий этим летом?
– Ваше предложение?
– Предохраняться и ждать. Вакцина, если и будет готова – не важно, в Казахстане или другой стране, – не раньше следующего года. А вирус будет мутировать. Работы затянутся на 3–5 лет. Хотя какие-то варианты смогут остановить эту пандемию. Но пока пусть все носят маски и чаще моют руки!
Справка “КАРАВАНА”
Лауреат Нобелевской премии за 2013 год биофизик Майкл Левитт смоделировал развитие эпидемии в КНР. В конце прошлого года он сказал, что пик заболевания там придется на февраль, вирус подхватят более 80 тысяч человек, умрут – около 3,5 тысячи. Почти в точку попал!
АЛМАТЫ