Не так просто перейти границы - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+13 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не так просто перейти границы

Не так просто перейти границы

В Шымкенте на прошлой неделе обсуждались проблемы, возникающие у граждан при пересечении границы в Узбекистан и Киргизию.

  • 27 Июля 2012
  • 4080
Фото - Caravan.kz

Собственно, в центре внимания были непосредственно условия перехода границы на наших главных постах – “Кордай” и “Жибек жолы”.

На постах конвенции не действуют?

“Круглый стол” организовали Гражданский альянс Южно-Казахстанской области и субрегиональный офис ООН “Женщины для стран Восточной Европы и Центральной Азии”. Свой мониторинг представили юристы Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ). Как отметил заместитель директора бюро Денис ЖИВАГО, задачей исследования были проблемы, возникающие при пересечении границы женщинами и детьми. Поскольку, по международным нормам, на пограничных постах должны быть созданы благоприятные условия для них, а также для инвалидов и пожилых людей. Ведь Казахстан ратифицировал ряд международных договоров и конвенций по правам человека. Однако на пограничных постах “Жибек жолы” и “Кордай” эти конвенции совершенно не действуют, отмечают правозащитники. Мониторинг показал, что не только женщинам с детьми или инвалиду на коляске, но даже здоровому мужчине пройти наши КПП весьма проблематично!

“…Все граждане согнаны в узкие длинные проходы, где разойтись двум людям невозможно в принципе. В пяти окошках контроля действуют очень неторопливые проверяющие, не имеющие бейджиков, но свободно владеющие всеми словами нецензурной лексики на любом языке. Процесс прохождения границы порой занимает по 5–6 часов. Летом – на жаре, под палящим солнцем, зимой – на пронизывающем холодном ветру. Удобств для граждан в виде туалета или умывальников не предусмотрено в принципе”, – так характеризуют ситуацию на КПП юристы Бюро по правам человека.

“Мимо очереди”

– При этом на посту “Жибек жолы”, прямо у официального перехода, снуют десятки личностей, которые предлагают гражданам помочь перейти границу “огородами”, минуя многочисленную очередь. Интересно, что таких “нелегалов”, как правило, ловят пограничники, но проблемы возникают только у обычных граждан, а “проводников-сусаниных” спокойно отпускают заниматься своим бизнесом и дальше, – говорит Денис Живаго.

В общем, еще много чего увидели правозащитники на контрольно-пропускных пунктах. Свои весьма эмоциональные впечатления добавили и другие участники “круглого стола”, поделившиеся собственным опытом.

– Месяц назад мы возвращались из Германии, где моей внучке была сделана операция по пересадке почки. Из Германии прилетели в Ташкент, в Шымкент возвращались через пост “Жибек жолы”. Так внучку буквально чуть не затоптали в этом переходе! – рассказала свою историю “хождения по КПП” журналистка Любовь ДОБРОТА.

Мы писали, писали…

Примечательной была реакция участвовавших в “круглом столе” представителей пограничной службы.

Офицеры из отдела пограничного контроля регионального управления “Онтустик” сказали, например, что и сами крайне не удовлетворены состоянием этих КПП. Дескать, давно и упорно ведут переписку с Министерством транспорта и коммуникаций (на балансе которых состоят все КПП) о необходимости капитального расширения постов.

– Пункт “Кордай” рассчитан всего на 5 тысяч человек, тогда как через него в летний период проходит, по нашим подсчетам, до 30 тысяч человек в сутки, – сообщил Денис ЛУКИНСКИЙ, старший офицер отдела пограничного контроля.

– Если мы не будем “строить” людей в шеренгу, то здесь будет вообще невообразимая давка, – отмечают пограничники.

На что потратили миллионы тенге?

“Кордай”, видимо, так и останется “базаром”. Но вот на официальных сайтах и в отчетах таможенных служб таможенный комплекс “Жибек жолы” называется у нас “одним из самых современных объектов таможенной инфраструктуры страны, где предусмотрены все необходимые условия для скорейшего таможенного оформления товаров и транспортных средств”.

На реконструкцию поста “Жибек жолы”, в частности, было в 2010 году затрачено 398 миллионов тенге.

Вот здесь бы и соблюдать все международные нормы по правам человека! Ведь даже пограничный режим их отнюдь не отменяет.

Или у нас опять позаботились только о комфорте и удобстве для “товаров и транспортных средств”? А для людей, пешим строем переходящих через пост “Жибек жолы”, оставили лишь узкий проход. В котором инвалиды, женщины, дети, мужчины – все равны в своем бесправии.