Не стреляйте в снежных кошек! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не стреляйте в снежных кошек!

Не стреляйте в снежных кошек!

Есть животные, которых можно пересчитать по пальцам. Без всякого преувеличения. Видимо, этим и решили заняться участники научно-спортивной экспедиции по Южному Алтаю, стартовавшей 18 марта 2002 года в рамках программы "Снежный барс - Южный Алтай". А если серьезно, экологи, зоологи и альпинисты, захватив с собой видеокамеры, решили исследовать ареалы обитания снежного барса (ирбиса) в нашей стране.

  • 29 Марта 2002
  • 1253
Фото - Caravan.kz

Ау, где будем искать ирбиса?!
Основные места проживания снежного барса в мире находятся в России — Катунский заповедник и Зона покоя Укок, а также у наших соседей — национальный парк Алтай Тавн Богд (Монголия) и заповедник Ханаси (Китай). Три ареала отмечено и на карте Казахстана, два из которых расположены на территории Катон-Карагайского национального природного парка. Примерный маршрут экспедиции пройдет по высокогорным тропам Алтая, где бродят снежные барсы.
Всего же на территории Южного и Центрального Алтая зарегистрировано 369 видов наземных позвоночных животных. Из них костных рыб — 3 вида, земноводных — 3, пресмыкающихся — 10, птиц — 284, млекопитающих — 72. Редких видов, нуждающихся в охране — 102. Одно из первых мест в этом тревожном списке занимает снежный барс.
Это редкое по красоте животное давно занесено в первую категорию редких и исчезающих видов международной Красной книги. По приблизительным оценкам ученых, в казахстанской части Южного Алтая пока еще существует около 15-30 барсов. Причем, ежегодно 4-5 особей беспощадно уничтожается человеческой рукой.
Еще в более благополучные времена существования Союза ССР на территории советской империи насчитывалось 800-1000 снежных барсов. Основное число их находилось на территории России. Неплохо этим животным жилось и в Казахстане. Теперь же их количество уменьшилось чуть ли не вдвое, на восстановление популяции даже до прежнего критического уровня могут уйти десятки лет. Если это вообще возможно. А пока некоторые скептики от зоологии занесли снежного барса в черный список вымирающих животных планеты.
Не убий!
Надо сказать, что барс довольно доверчиво относится к двуногим, кошка все же. А зря. Пастухи, вторгающиеся со своими стадами все глубже в места обитания снежного барса, изгоняют его естественную добычу. Поэтому зверю время от времени приходится задирать овец, чтобы не умереть с голоду. Правда, животное находится под охраной, но кто сможет на бескрайних просторах Азии поймать браконьера, убившего одну из этих великолепных кошек?
Да и потом, когда-то на Алтае существовало развитое сельское хозяйство, сегодня многочисленные совхозы и колхозы порушены, лесхозы существуют больше на бумаге, потому что заказов практически у них не бывает. В основном живут здесь люди за счет натурального хозяйства. Доход местных жителей, складывающийся от реализации скота, не превышает 2-3 долларов на человека в месяц. Да и хлопотное это дело: поди, продай свою скотину, уж больно далеко везти ее до района. Стоимость же шкуры барса, по некоторым данным, колеблется от 100 до 4000 долларов за штуку. Такие суммы выглядят просто фантастическими на фоне реальных доходов населения. Так, один из участников экспедиции, заместитель директора по науке Катон-Карагайского национального парка Евгений Юрченков рассказывал, что недавно ему предлагали купить шкуры барса с черепами, добытыми на Южном Алтае. В общем, хочешь — бери, хочешь — мимо иди!
Суррогатные мамаши и среди зверей водятся.
Одними книжками, пусть даже красными, проблемы не решить. Создаются заповедники, просветители идут в народ с пропагандой, да и зверь стал осторожнее, видимо наученный горьким опытом, начал обходить человеческое жилье. Но этого мало. Возможно, проблемы браконьерства нужно решать не только за счет уплотнения рядов правоохранительных органов. Может, работы людям в малозаселенных районах подкинуть. В тех же заповедниках. Глядишь, сытый против закона не пойдет.
На помощь зоологам также готовы прийти и биологи. Ведь из одного помета могут появиться на свет 2-4 детеныша. Но вынашивает котят мама-барс далеко не каждый год. Как утверждает кандидат биологических наук, руководитель лаборатории ЭКО Мархабат Батырханов, здесь, в Казахстане, давно и успешно отработан метод экстракорпорального оплодотворения на овцах, бухарских оленях, архарах. Попросту говоря здоровые эмбрионы редких животных могут с успехом вынашивать другие, близкие им по генотипу звери. Так что метод ускоренного размножения вполне применим и к снежным барсам. Скорей всего, в роли суррогатных матерей могли бы выступить самки камышовых котов или сервалов. Для запуска такой программы не хватает только пресловутых денег. По этой же самой причине в Казахстане приостановлена программа по воспроизводству бухарских оленей, которые также занесены в международную Красную книгу. Их поголовье во всем мире также немногочисленно — около 400 голов.
Что с символом делать будем?!
Экспедиция должна завершиться в конце марта, но программа «Снежный барс — Южный Алтай» на этом не закончится. Ее конечная цель — изучение исчезающего животного, а также создание дополнительных заповедников — резерватов по охране барса. Уже на будущий год планируются переговоры с соседними государствами, на чьей территории обитает ирбис, в одиночку такую проблему не решишь. Очень хочется надеяться, что наши дети увидят снежного барса живым, а не на этикетках сигарет или рекламных плакатах. Ведь снежный барс — один из символов независимого Казахстана. Пока еще символ…