Почти сразу и “Кайрат”, и национальная команда провели контрольные матчи, причем против одного соперника – узбекистанцев. И если клуб справился с противником с трудом – 7:6, то в первой встрече казахстанцы победили с разгромным счетом – 6:1.
– После отъезда из “Кайрата” я провел четыре года в Чехии: играл сам, был помощником главного тренера и даже выступил в составе чешской сборной на чемпионате мира в Таиланде, – начал разговор с корреспондентом “Каравана” Какау.
– Мы общаемся с вами с помощью переводчика. А раньше вы неплохо говорили по-русски и понимали по-казахски.
– Отдельные фразы на казахском я помню до сих пор: zhaksy, kal kalai. А вот русский подзабыл: в Чехии у меня не было переводчика и пришлось быстро учить чешский.
– Я понимаю, почему вы возглавили “Кайрат”: это богатый клуб, здесь хороший выбор игроков. Но зачем вам работать в сборной? Ведь это большой риск.
– Меня очень попросили, и я не смог отказать. Казахстан – мой второй дом (Какау произносит эту фразу, приложив ладонь правой руки к груди. – Прим. авт.). Здесь было очень комфортно моей семье. Рад снова вернуться в вашу страну… Что касается риска, то у нас сложная отборочная группа, в которой мы сыграем со сборными России, Румынии и Латвии, но у нас – я уже в этом убедился – хорошая команда.
– Вы играли против сборной России на чемпионате мира. Как вам этот соперник?
– Я думаю обо всех наших противниках. Со сборной Румынии уже шесть лет работает сильный испанский тренер, и румыны выступают почти на всех крупных турнирах. Латвия будет проводить турнир дома, и этим она сильна. А на чемпионате мира я играл за сборную Чехии, и мы проиграли россиянам – 0:3. Знаете, я получил отличный опыт и могу сказать, что самое главное – играть сердцем, играть душой. Когда команда выходит, чтобы играть с холодной головой, – это может плохо закончиться.
– Пять лет назад вы вместе с “Кайратом” считались одним из фаворитов “Финала четырех” Кубка УЕФА по футзалу. Но тогда проиграли оба матча с общим счетом – 1:9. Сейчас, уже как кайратовский тренер, вы сделаете вывод из тех поражений перед новым “Финалом”?
– Хороший вопрос. Тогда я был травмирован и не тренировался два месяца. Президент клуба очень просил сыграть, говорил, что я нужен команде. Я согласился, хотя был готов процентов на 10. Свои выводы я сделал. И уже через год мы выиграли бронзу в Кубке УЕФА. Но меня огорчил наш матч в полуфинале, когда проиграли испанскому клубу – 0:5, из них три гола привезли сами себе. Все эти поражения я запомнил очень хорошо и сделал выводы. Это и налаживание дисциплины, и определенные тактические ходы.
– А вы не думали выйти и сыграть в “Финале четырех” самому?
– (Смеется.) Я бы очень хотел сыграть. Но сейчас уже смотрю на некоторые вещи не как игрок, а как тренер. Ты много думаешь перед игрой, выстраиваешь тактику и очень устаешь умственно. В такой ситуации будет легко потерять концентрацию на площадке. Поэтому лучше буду руководить процессом.
– Просто и сейчас, думаю, вы могли бы сыграть на высоком уровне.
– Это, кстати, мне очень помогает в работе. Помните, чуть раньше говорили про русский и казахский языки. Так вот наш язык – это мяч и площадка. Если я не могу что-то сказать, то могу показать!