Закон РК «Об авторских правах» был принят в 1996 году, и с тех пор суровость его проявлялась лишь в разовых полицейских рейдах с отъемом «левых» дисков и кассет. Собранный улов показательно давили бульдозерами на радость телеоператорам, ценящим эффектные картинки. Пираты же немножко огорчались и возвращались к привычному делу, чтобы новыми трудовыми успехами ответить на происки законников. Слово «конфискация» все эти годы мало пугает подпольных работников культурного прилавка.
И хотя в прошлом году у них изъято продукции на 48 миллионов тенге, это вряд ли нанесло ощутимый урон пиратской империи — по мнению экспертов, здесь крутятся суммы в сотни раз больше. Торговые точки, в которых проверяющим видится сосредоточие зла, на самом деле — только видимый краешек айсберга, где за ничтожную зарплату работают люди, ничегошеньки не знающие об истинных размерах сверхприбыльного монстра. «Казахстанские криминальные банды создали сеть, по которой могут получать исходные пленки и выставлять на продажу пиратские копии уже на третий день с момента выхода фильма на экраны США», — говорится в отчете американской ассоциации производителей кинофильмов. Вот это темпы! Вот это организация труда! При таком подходе к бизнесу конфискация содержимого какого-нибудь магазинчика для наших пиратов — что комариный укус. Конечно, в официальных отчетах эта акция будет упомянута, как большой и закономерный успех в борьбе с нарушителями, блудливые загребущие руки которых не знают покоя в деле подделки нежного культурного товара и обмана доверчивого покупателя. Главным достижением блюстители порядка считают даже не материальный урон хитроумным дельцам, а то, что должен увеличиться процент «правильной» продукции. Надо, мол, неуклонно стремиться к тому, чтобы именно ею и было заполнено100 процентов рынка. Лично у меня, как у потребителя, возникает зудящая догадка и сильное беспокойство в области кошелька. Поскольку мне, безусловно, приятно быть законопослушной гражданкой и покупать исключительно в фирменных магазинах исключительно лицензированную продукцию. Но денег жалко, потому что гады-пираты ухитряются достигать-таки вполне приличного качества, и за сумму в приятное количество раз меньше можно слушать любимого певца безо всякого ущерба для здоровья и семейного бюджета. Утешить -причем надежно — любителей музыки и кино может тот факт, что армия пиратов не сдается, не уменьшается, а наоборот — крепит свои ряды и техническую мощь.
Упаковку кассеты или диска не отличишь от лицензионной, предательскую бегущую строку на видео давным-давно убирают с помощью компьютера. Даже голограмму, бывает, нанесут баловники для понта — нате вам, бдительные вы наши. Одно лишь пока не освоили — свежую придумку неугомонных японцев, которые разработали специальные водяные знаки для защиты видеодисков DVD. Но, думается, что на каждую такую заковыку найдутся хорошие мозги, в том числе, и у нас в отечестве. К примеру, по данным того же управления юстиции, на старейший и солиднейший магазин южной столицы «Мелодия» работал целый подпольный цех, производя продукцию высокого пиратского качества. Как говаривал Остап Бендер, «не счесть алмазов пламенных в лабазах каменных».
Наивный вопрос — почему это так раздражает служителей Фемиды? Неужели они ночей спать не могут, зная, что Энрике Иглесиас не получил из Казахстана свои законные авторские за тиражирование его приторного голосочка? Ведь поди, не оголодал он от этого, не пошел по миру. А с какой стати мы должны приплачивать многочисленным заслуженным «фанерщикам» СНГ, которые нас, то есть публику, не уважают и при этом деньгу гребут лопатами? Потребитель знает одно — цена и качество его устраивают, но знать ничего не знает про закон об авторском праве, который государство, назвавшись цивилизованным, должно блюсти.
Авторское право среди других категорий гражданского права — совсем дитя, и двухсот лет не наберется. А стихи или, скажем, музыку стали считать личной собственностью лишь в середине позапрошлого века. В Бельгии был принят закон, гласивший, что только сочинитель может использовать плоды своего интеллектуального труда в любой форме и любым способом, остальные же граждане обязаны воздерживаться от посягательств на его законные права. Вскоре и другие европейские страны сочли нужным оградить свои таланты от копирования и подделок. В Советском Союзе авторское право защищалось гражданским кодексом, но только касательно гонорарной части. Во всем остальном государство считало творческого человека своей исключительной собственностью — писатель или композитор не мог по сути распоряжаться судьбой своего произведения, у него никто и не думал спрашивать разрешения на использование, к примеру, названия для производства мыла или конфет. Казахстанский проект закона об авторских правах разрабатывался, кстати, на основе пяти международных конвенций, а на ассамблее парламентов СНГ был признан одним из лучших нормативных актов.
Итак, закон не оставляет сомнений: автор — есть единственный владелец прав на свое произведение, и без его согласия никто в мире (при жизни бесценного автора) не может использовать в своих корыстных целях даже кусочек из его шедевра. Если же автор покинет грешный мир, то плодами его труда никто не вправе распоряжаться прежде, чем через пятьдесят лет (в старом законе доступ разрешался вдвое быстрее). Кары расхитителям чужих сочинений закон сулит немалые — либо штраф, либо, согласно статье 184 уголовного кодекса РК, до пяти лет лишения свободы как с конфискацией имущества, так и без оной. Но такие суровые прецеденты в отечественном судопроизводстве не отмечены ни разу. Зато законодатели идут в ногу со временем, и сейчас готовятся дополнения к закону об авторских правах , учитывающие широкие возможности их нарушения с помощью Интернета. Правда, не совсем понятно, каким образом комитет по правам интеллектуальной собственности при министерстве юстиции РК, призванный неусыпно бороться с пиратством, сможет ухватить так легко ускользающие нити всемирной паутины и прижать какого-либо провайдера, «забывшего» спросить позволения на размещение на сайте романа современного классика. В республике уже существует Казахстанское авторское общество, созданное, собственно, самими нашими авторами. Их права оно защищает постфактум : заметил композитор, что у него «сплагиатили» что-либо, он идет в общество, а уж оно потом, решившись на иск, мается в суде. Дело доказательства плагиата — непростое, долгое, нервное. Легче уладить конфликт, буде он возникнет, в досудебном порядке, мирно — чем, в общем-то, чаще всего и занимается данная организация. Вновь созданная отечественная ассоциация намерена прежде всего подать личный пример принципиальности — то есть те производители, которые в нее вступят, обязаны, даже не взирая на убытки, блюсти закон и, не щадя живота, бороться с его нарушителями.
Сегодня в Казахстане 9 из 10 видеокассет и компьютерных программ продаются незаконно — то есть с нарушением прав их создателей. Давить катками ни в чем не повинные кассеты проще всего. Немыслимое с точки зрения небогатого меломана варварство производится во многих странах, но там это выглядит как назидание, как символ неизбежного фиаско подпольных студий и левых продавцов. У нас — как главный итог расследования. Меж тем пиратство туго закручено в клубок экономики. Там, где у граждан в кошельках негусто, оно не исчезнет никогда. Слушать музыку, хохотать или плакать над фильмами хотят все, купить дорогущие — то есть, оберегающие своей ценой права авторов — кассеты могут единицы. Теневой многомиллионный бизнес неистребим, потому что давно приучен «отстегивать» кому надо. И как бы ни желали множить свои доходы популярные и не очень музыканты, режиссеры и авторы хитов-однодневок, от бедной страны им вряд ли что-то обломится. Но поскольку Казахстану очень хочется попасть в ВТО, а кроме того, он уже является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности и ратифицировал Женевскую конвенцию об авторском праве, надо принимать цивилизованные правила борьбы с пиратством. Очевидно, на передовые рубежи и призвана встать новая структура. Вот только силы уж очень не равны: у этих — легкая пушка для воробьев, у тех — тяжелая артиллерия с несметными запасами сверкающих упаковок и надежные стены укрытий.