Не садись на пенек, не ешь пирожок! - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+25 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не садись на пенек, не ешь пирожок!

Не садись на пенек, не ешь пирожок!

Как грибы после дождя повырастали там и сям по Павлодару грязноватые киоски и стихийные рынки.

  • 1 Октября 2007
  • 1644
Фото - Caravan.kz

Здесь продают самсу, шаурму, беляши и чебуреки, домашние творог, молоко, фарш. Торговля идет бойко — у павлодарских «гурмэ», видно, стальные желудки, им не страшно никакое отравление, ни стафилококк, ни сальмонеллез, трихинеллез, туберкулез или бруцеллез, которые запросто можно подхватить, откушав подозрительной продукции.
Мой главный «объект наблюдения» — киоск неподалеку от дома. Как ни странно, в маленькой коробочке помещается трое мужчин, говорящие на своем (не русском, не казахском, не английском) языке. Обычно пока двое готовят, один устраивает себе перекур. Плитка, тумбочка с мясом и тестом, скворчащее масло, мухи…
Сверху — слой пыли с ботинок прохожих (движение тут весьма активное — рядом автобусная остановка, а окна-двери в киоске всегда открыты). Под ноги горожанам время от времени выплескивают «техническую» воду. Только непонятно, где ее берут — кранов в киоске я не заметила…
Аналогичный «менеджмент» и в других подобных «конурках», которые рассыпаны по всему Павлодару, обычно возле рынков и остановок. Почему павлодарцы так легкомысленны, непонятно. Часть киосков городской СЭС удалось убрать после нескольких рейдов. Проблема в том, что хозяев оставшихся точек пока не нашли: чтобы подавать в суд, нужно знать, на какую фирму, а у этих «коробочек» вообще нет никаких бумаг. Скорее всего, владелец у всех один и, как говорят в СЭС, он пока скрывается. И так уже несколько месяцев…
Вопросы к владельцам киосков должны возникнуть и у миграционной полиции: что за люди в них работают, судя по всему, они — иностранцы, есть ли регистрация и миграционные карточки? И финполиция тоже может поинтересоваться, почему нет кассовых аппаратов, а покупателям не выдают чеков. И платят ли вообще предприимчивые продавцы шаурмы налоги?
Отдельная тема — «домашнее молоко». Перекупщики обычно собирают его со всех подворий и сливают в общую тару (хорошо, если хотя бы слегка сполоснутую после предыдущей партии). Чтобы оно быстро не скисало, добавляют пищевую соду или перекись водорода, замораживают воду в пластиковой бутылке и бросают туда же — для охлаждения. Затем «полезное молоко» разливают в пластиковые бутылки. Удобную и дешевую тару продавцам поставляют бомжи, у которых сбор пластиковых бутылок -хорошо налаженный «бизнес». Двое таких «предпринимателей» попали в объектив моей фотокамеры как на задворках стихийного рынка: едва стоящие на ногах мужчины хрипло ругались из-за подобранной в траве «баклажки». В набитых «под завязку» пакетах шелестели полуторалитровые бутылки…
— Естественно, речи о санитарной обработке после мусорного контейнера речи не идет, — говорит Сауле Шарипова, начальник отела по надзору за безопасностью пищевых продуктов ГорСЭС. — К тому же давно известно, что пластиковые бутылки при вторичном использовании выделяют токсические соединения, которые тоже могут привести к отравлению. В девяти пробах молочной продукции мы нашли патогенный стафилококк. Среди продавцов носителей не обнаружили, значит, он попал в молоко с грязной тары. Или от доярок, страдающих гнойничковыми заболеваниями кожи, чирьями, ангиной, насморком. Очень вероятно, что от больного маститом скота. О пользе творога, сметаны, масла, яйца и домашнего фарша тоже говорить сложно. Легче рассказать о вреде… Продают все с земли, в лучшем случае — с самодельных прилавков. Складывают «валом»: сырые яйца рядом с творогом, масло рядом с фаршем. Попросите попробовать сметану или творог — и вам дадут из рук, которые только что держали яйцо, быть может, обсемененное сальмонеллезом. Справлять естественные нужды и мыть руки продавцам рынка негде, медицинский осмотр можно и вовсе не проходить — покупатель справками никогда не интересуется.
— Не бабули там сидят, а матерые спекулянты, — подтверждает Сауле Шарипова. — Они все подкручивают весы, потому и цену на товар ставят ниже. В итоге покупатель все равно переплачивает.
Так что если павлодарцев не пугают названия инфекций, то, возможно, заставит призадуматься весьма и весьма сомнительная экономия.
Проблема стихийных рынков с их антисанитарией и полукриминальными торговцами давно отравляет жизнь городской администрации.
То и дело милиция разгоняет горе-продавцов, которые, подобно ртути, снова стекаются к прежнему месту. Без прикрытия стражей порядка в этот микромир не рискуют ступать ни работники СЭС, ни журналисты. Во время недавнего рейда одному из операторов агрессивные «дамы» с рынка чуть было не разбили камеру.
В санитарных врачей тоже регулярно летят яйца и помидоры. Так нарушители закона защищают от излишнего внимания свои подкрученные весы и подпиленные гирьки. И считать их можно кем угодно, но не «божьими одуванчиками» точно…