Нечто подобное председатель областного общества инвалидов Александр ИВКИН пытался провести и в Караганде. Но карагандинские чиновники не решились, а жаль. Возможно, после подобных экспериментов жизнь людей с особыми потребностями могла бы измениться в лучшую сторону…
Чиновники долго не выдержали
– Основной вопрос – несовершенство законодательной системы для создания инвалидам достойного образа жизни, – рассказывает Александр Ивкин. – Уже 10 лет говорят о том, что люди с ограниченными физическими возможностями вынуждены сидеть в четырех стенах – город для них не приспособлен. Однако дело так и не сдвинулось. Во время заседания один из депутатов предложил представителям органов власти провести один день в инвалидной коляске, но, увы, их хватило только на полтора часа. Проезжая по тротуару по крутому спуску, один из чиновников чуть было не вывалился. Кое-кто из государственных мужей попытался на время ощутить себя слепым, но при переходе через дорогу в черной повязке испытал настоящий шок. А ведь незрячий человек с этим сталкивается каждый день.
– После заседания в Парламенте что-то изменилось?
– Областное общество инвалидов Караганды предложило изменить 25 законов. На местном уровне рассматривается вопрос о том, чтобы все действующие законодательства были не декларативными, а имели какую-то силу. Хотелось бы ориентироваться на западный стиль жизни, где для людей с ограниченными возможностями созданы все необходимые условия, чтобы они могли жить достойно. Достаточно привести один пример. Во время пребывания в Дюссельдорфе мы встретились с руководством концерна “Метро”. В немецкой компании есть штатный сотрудник – руководитель департамента по работе с инвалидами. На равных условиях немцы берут на работу людей с ограниченными физическими возможностями, причем с наиболее тяжелой формой инвалидности. На курсы повышения квалификации также отправляют людей с особыми потребностями. В концерне “Метро” работает 5 процентов инвалидов. Кстати, филиалы этой компании находятся в Казахстане, однако в них не числится ни одного инвалида.
Резерваций нам не надо
– В последнее время Караганда заметно преобразилась. Были ли учтены при реконструкции улиц интересы людей с ограниченными возможностями?
– Все лето мы добивались того, чтобы при реконструкции бульвара Мира учитывались наши интересы. Однако его реконструировали только частично. На привокзальной площади также ничего не сделано для людей с особыми потребностями. Безусловно, сдвиги в положительную сторону есть, но их не так уж и много…
– Один из автопарков закупил маршрутные автобусы, оборудованные пандусами для инвалидов. Смогло ли это новшество хоть немного облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями?
– Да, эти автобусы уже курсируют по городу. Однако немногие инвалиды пожелают ими воспользоваться. Представьте себе, что им из квартиры следует добраться до остановки, а потом какое-то время мерзнуть, пока он дождется спецтранспорта, – а у таких людей часто нарушены функции кровообращения, они мерзнут… Передвижение для людей с особыми потребностями должно быть создано “от двери до двери”. К примеру, приехал за инвалидом бусик, забрал его, отвез в нужное место, затем доставил обратно домой.
– В Актобе для людей с ограниченными возможностями строятся специальные дома с просторными квартирами. Почему подобное не практикуется в Караганде?
– Вопрос неоднозначный. С одной стороны, может, такие дома и нужны. Но все же не стоит делать резервацию для людей с ограниченными возможностями. Они должны жить в обществе, среди других людей, и не чувствовать себя при этом ущербными.
Светлана МОГАЙ, Караганда