Дома работы непочатый край, а на работе еще больше. В свои 90 лет Петр Павлович ШИНКАРЕВ работает фрезеровщиком на заводе “Гидростальконструкция” в Усть-Каменогорске.
Недавно ветерану вручили знак “Почетный машиностроитель”. Для награждения выбрали рабочую столовую и время обеденного перерыва, чтобы заодно подкрепиться.
Петр Павлович даже не пообедал, а заспешил к своему станку – надо было выполнить срочный заказ.
Я пошел за ним, чтобы сделать снимок на рабочем месте. Петра Павловича уже поджидал мастер. Быстрым шагом оба направились через весь цех, а это почти сто метров. Молодому специалисту около 25 лет, ветерану 90, и за обоими я едва поспевал. Позволив пару минут съемки, Шинкарев принялся за работу, посмат-ривая в чертежи. Причем читал без очков.
Свой трудовой стаж Петр Павлович начал в послевоенное время, когда окончил курсы киномехаников.
Трудовые будни, которые выпали на военные годы, он в расчет не берет – тогда все работали на Победу. Сначала три года крутил кино, потом отслужил в армии. В 1953 году решил выучиться более серьезному, как ему казалось, делу фрезеровщика. Рабочая профессия считалась престижной, доходной, была связана с обработкой крупных деталей. С тех пор Шинкарев проработал у станка 65 лет.
– Вам, правда, 90? – отказываюсь я верить.
– Честное пионерское, – улыбается рабочий. – Когда праздновали 85-летний юбилей и говорили, что в следующий раз отметим 90 лет, я думал: “Елки-палки…”. А оказывается, не страшно. А что? Жить-то надо.
Секретов долголетия у Петра Павловича два. Во-первых, у него все в порядке с нервами. Нечего прятать за забором, нечего бояться, смеется он, вся жизнь на виду. А во-вторых, он работает в удовольствие.
– В трудовой книжке у меня всего два места работы, – говорит ветеран. – В свое время пришлось перейти на соседний конденсаторный завод, я отработал там 27 лет. А в 2008 году вернулся на “Гидросталь”. В декабре как раз будет 65 лет, как я за фрезерным станком.
По моей просьбе Шинкарев показывает, как работает фреза.
– Нет ни одного вида работ, который бы он не мог выполнить, – с гордостью за ветерана говорит директор предприятия Анатолий СИНИЦЫН. – У него 6-й, высший, разряд. В свое время в этом цехе они даже лодки пластиковые начали делать. Притащили как-то самолетный двигатель, сделали аэросани. Правда, маху дали: сорок километров проехали, а потом керосин кончился. Назад сами тащили эти сани. Я таких людей, как Петр Павлович, больше не видел. За все годы, сколько его знаю, ни разу не слышал, чтобы он голос повысил, я уж не говорю про мат. На пенсии сидеть не может – скучно. У нас на заводе большой плакат есть на все времена: “Труд – основа жизни общества”. Вот Петр Павлович приходит утром, становится за фрезу – и до обеда. Пообедает – и снова за работу. Когда кто-то начинает хныкать, я говорю: надо жить и работать по Шинкареву. У него на 85-летии все закусывали шашлычок под коньячок, а он – под томатный сок.
На несколько лет ветеран уходил с завода – ухаживал за слегшей супругой. Вернулся на предприятие, когда ему было 80.
И первым делом предложил: “Есть брошенный станок, если к нему руки приложить, он будет работать”. Руководство прислушалось, выкупило у соседнего производства фрезу, и буквально за неделю Петр Павлович с механиками его сделали. Не прошло и трех дней, как Шинкарев снова пришел к директору с предложением: поставить в проходе возле его фрезы долбежный станок. Чтобы место не пустовало.
– Он подсчитал: пока у него на первом станке идет обработка детали, он на втором успеет пару шпонок продолбить, – рассказал руководитель. – Я говорю: “Петр Павлович, не боишься, что мужики тебя бить начнут? Они на одном станке работать не хотят, а ты второй просишь”. Вот такой пример, насколько человек любит трудиться.
А еще 90-летний фрезеровщик каждый день за рулем своей иномарки.
– На столетие сменю на более крутую, – смеется он.
В декабре ветерана поздравил директор исполнительной дирекции Союза машиностроителей Казахстана Ришат АСАНСЕИТОВ. Глава профессионального объединения в торжественной обстановке вручил фрезеровщику 6-го разряда нагрудный знак “Почетный машиностроитель”. Как признался общественник, информация о таком рабочем его удивила. Союз направил в министерство по инвестициям и развитию предложение о награждении Шинкарева. И оно было поддержано.
– Вы воспитали не одно поколение молодых специалистов, передаете опыт, – отметил в ходе церемонии Ришат Асансеитов. – Спасибо вам за доблестный труд!
К слову, машиностроительное предприятие Усть-Каменогорска вполне может претендовать на заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Возможно, это единственный в мире завод, где в штате на полный рабочий день трудится человек в возрасте 90 лет, с трудовым стажем 75 лет и стажем работы у станка 65 лет.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК