Не оскудеет земля центрально-казахстанская идеями - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не оскудеет земля центрально-казахстанская идеями

Не оскудеет земля центрально-казахстанская идеями

Правительство отлично понимает, что сегодняшняя устойчивость экономики находится в прямой взаимосвязи со стоимостью нефти.

  • 22 Апреля 2005
  • 1629
Фото - Caravan.kz

А так же и то, что надо делать упор на развитие несырьевого сектора экономики.
Не случайно в послании Президента перед правительством стоит задача сделать промышленность восприимчивой к новым технологическим разработкам и инновациям, и как результат конкурентоспособной.
Ведь это является одним из условий вступления Казахстана в ВТО.
Лампочка Кима
Карагандинский профессор Ким Сен Гук и преподаватель КарГУ им. Букетова, заведующая кафедрой физики и интенсивной химии Гульнара Мамбетерзина изобрели лампу дневного света, которая в два раза ярче обычной и потребляет меньше энергии. Но самое главное, может гореть 240 лет. Срок эксплуатации ученые просчитали теоретически.
— Все дело в смеси, которая состоит из солей магния, — рассказывает профессор. — Это вещество смешивают с люминофором — кристаллическим порошком, который находится внутри каждой лампы и благодаря которому мы получаем свет при включении.
После смешивания с люминофором это вещество превращается в пленку, которая обволакивает лампу изнутри. Эта пленка не дает люминофору потускнеть со временем. А ведь именно это и есть причина недолговечности сегодняшних ламп.
Вещество, которое делает лампу долгожительницей, ученые-химики изобрели еще десять лет назад. Но саму лампу — пятнадцатисантиметровую трубку, удалось собрать только в конце прошлого года. И сейчас в лаборатории университета горят несколько таких экспериментальных ламп.
— Если мы построим в Казахстане завод по производству этих ламп, то сможем вытеснить таких гигантов индустрии как «Филипс» и «Дженерал Электрикс», чьи лампы служат максимум шесть лет, — говорит Ким Сен Гук.
Кстати, свое детище ученые собираются двигать именно на отечественном рынке. По расчетам, для строительства завода требуется около 50 миллионов долларов. Ученые сейчас пытаются привлечь к своему изобретению внимание казахстанских чиновников. И возможно даже самого Президента республики. Продавать патент на изобретение иностранцам ученые не намерены.
Деньги за мозги
На встрече с учеными Караганды, коих в области 1400 человек (200 из них доктора наук, остальные кандидаты), заместитель премьер-министра РК, министр индустрии и торговли Сауат Мынбаев доложил следующее:
— Сейчас мы должны сделать последнюю проверку — правы мы или нет, делая ставку на развитие технопарков, о сути которых в точности пока никто не знает. В законе «О предпринимательстве» это понятие будет определено однозначно.
Пока же, по мнению Сауата Мынбаева, технопарки должны представлять из себя центры, объединяющие ученых и помогающие им готовить документацию.
— Есть множество интересных проектов, но чаще всего они сырые, всего лишь на уровне идеи, — сказал министр индустрии. — Для их доработки и испытания и нужен технопарк. Там ученому на льготных условиях предоставят лаборатории, помещения для испытаний, помогут составить бизнес-план, расчеты, найти заказчиков.
В Караганде технопарк стал функционировать в начале года, но и за такой короткий срок смог занять место между производством и учеными.
В технопарке постоянно расширяется база данных по инновационным проектам, которые необходимо поэтапно будут внедрены на производстве.
Министр, говоря о прогнозах правительства, связанных с потенциалом ученых, сообщил, что в случае успешного применения инноваций в Казахстане произойдет второй бум промышленности и индустрии. Но на этот раз не из-за торговли полезными ископаемыми, а благодаря высокотехнологическому промышленному производству.
Финансирует прикладные научные работы Национальный инновационный фонд, который предоставляет ученым-изобретателям гранты на сумму от 5 до 300 тыс. долларов. Пока фондом профинансировано лишь изобретение одного карагандинца — Александра Борисенко. На создание экспериментальной модели установки, нейтрализующей вредные промышленные газы Борисенко безвозмездно получил 300 тыс. долларов.
Кстати, о своем изобретении ученый лично рассказал Президенту в январе прошлого года. Под патронажем высоких чинов из Астаны на Жезказганской ТЭЦ прошли испытания установки. Результаты ошеломили всех: в отходящих дымовых газах содержание окиси углерода (СО) снизилось на 99%, а двуокиси углерода (СО2) — на 85%. Доказав таким образом состоятельность своего изобретения, ученый получит от фонда, беспроцентный кредит на 2 млн. долларов на создание промышленной установки.
В качестве залога выступает патент на изобретение. Отработав кредит, Александр Борисенко получит патент на изобретение в собственность. Однако при неблагоприятном стечении обстоятельств Александра Борисенко не заставят возвращать деньги государству.
В этом особенность работы инновационного фонда, который собственно и создавался, чтобы финансировать рискованные технические проекты и идеи, к каковым пока относится установка Борисенко.
Так же правительство намерено поддержать производство знаменитого противоопухолевого препарата «Арглабин», изобретенного карагандинскими фармацевтами института фитохимии. Сейчас этот препарат включен в список жизненно важных лекарственных средств. На сегодняшний день уже запущена первая очередь по производству лекарства мощностью два миллиона ампул в год. В проект инвестировано 78 млн. тенге, в том числе, 15 млн. из областного бюджета.
Не так давно в Московском научном центре онкологии имени Блохина прошел крупный международный симпозиум, на котором основной темой стали «Экспертные и клинические аспекты применения противоопухолевого препарата «Арглабин».
Симпозиум был приурочен к окончанию в российском научно-исследовательском центре на базе онкологического центра клинических испытаний карагандинского препарата. Исследования российских ученых подтвердили, что лечение онкологического заболевания с применением «Арглабина» повышает эффективность лечения до 80%.
В России проводится регистрация этого препарата. Теперь, помимо Казахстана он запатентован в 11 странах мира и в том числе в США, Германии, Японии, Франции, Китае. Но главная сенсация российских исследований — при лечении «Арглабином» обнаружен еще и противовирусный эффект, поэтому препарат эффективен еще и при лечении ВИЧ-инфекций.
Всего инновационный фонд намерен инвестировать 17 карагандинских проектов. Например, на производство напольных покрытий будет выделен транш 181 млн. тенге, а на производство экологически чистых нагревателей — 55 тыс. долларов.
Из 177 предложенных проектов 77 уже прошли предварительный анализ в технопарке, на очереди стоят 28 научно-исследовательских работ, 34 инвестиционные программы. Имеются проекты для химической промышленности, экологии, машиностроения, строительства и металлургии.
Нужны пророки своему отечеству?
В отличие от изобретателей, ученые теоретики и практики, с их совершенно фантастическими научными изысканиями, которые чрезвычайно сложно применить в промышленности «здесь и сейчас», может только в отдаленном будущем, остались не обласканными родиной.
Карагандинец Темиргали Кукетаев, профессор, доктор физико-математических наук, академик международной Академии информатизации и Академии естествознания РК и просто преподаватель КарГУ им. Букетова стал первым казахстанским ученым, признанным мировым сообществом.
Именно он был признан лучшим физиком 20 века. Теперь его имя стоит наряду с такими выдающимися учеными, как Ньютон, Гука, Резерфорд.
— Внимание мировой научной общественности я привлек своими научными работами на тему «Абсолютная спектроскопия». Говоря проще, я впервые в мире экспериментально определил так называемое взаимное расположение энергетических диаграмм относительно уровней основного кристалла. Но попрошу не путать: мой труд — это не теория абсолютной спектроскопии, а именно экспериментальное определение. Теорию в чистом виде еще никто не вывел. Ее автор, если таковой вообще будет, получит Нобелевскую премию.
Любопытно, что работу физика на получение титула выдвинули не научные круги родной страны, а японский коллега Кукетаева. Революционный научный труд почему-то не интересует отчизну. Но, тем не менее, ученый остается оптимистом и без всякой финансовой поддержки извне собирается стать Нобелевским лауреатом. И это при том, что изучение абсолютной спектроскопии может проводиться исключительно на уникальном оборудовании. А отсутствие такой техники и недостаточное финансирование тормозит работу.
— Я никогда не говорил, что знаю физику в полном ее объеме, — говорит профессор. — Эта наука необъятная и таит в себе множество вопросов и тайн.
Солидарен с мнением светила науки радиофизик Сергей Картечев, который уверен, что разделы современной физики основаны на одних предположениях. Из-за этого, по его мнению, теоремы и законы между собой ни как не стыкуются. И именно поэтому за последние сто лет в физике не произошло не одного открытия.
Базируясь на этом убеждении, Картечев, ни много, ни мало, оспорил аксиому великого Эйнштейна о том, что быстрее скорости света во Вселенной ничего перемещаться не может.
Свое предположение ученый просчитывал десять лет. Его труд описан несколькими томами.
— Видимые размеры Вселенной — 10 сантиметров в 28-ой степени, скорость света — 3 умноженное на 10 десятых сантиметров в секунду, — говорит радиофизик. — Это значит, что свет будет пересекать Вселенную миллиарды лет! С точки зрения Вселенной скорость света не то, чтобы максимально большая. Она нулевая! Если бы было так, как утверждает Эйнштейн, то планеты бы никогда не двигались по круговым орбитам.
Прикладного назначения у открытия пока нет, но и теорию, по словам Сергея Картечева, мир вряд ли увидит.
— Так в Академии наук, например, существует негласный запрет рассматривать и тем более доказывать теории, противоречащие великим и признанным теориям.
Выход моей научной работы даже на республиканский уровень — это равносильно тому, если бы я сказал известным ученым, за которыми стоит многомиллиардное субсидирование, что им пора уйти в тень.