Не один в поле воин... - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-3 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не один в поле воин...

Не один в поле воин...

Несмотря на стабильный рост экономики, многие казахстанские предприятия и бизнесмены сегодня отнюдь не чувствуют себя спокойно.

  • 22 Октября 2004
  • 1234
Фото - Caravan.kz

Правительство, постоянно декларирующее тезис об их поддержке, о необходимости развития отечественной промышленности, зачастую оставляет их на волю стихии рынка.
А здесь сегодня активно действуют мощные зарубежные конкуренты, которые используют в борьбе за потребителя любые средства. Поэтому очень хорошим примером этой ненормальной ситуации может быть судьба Алматинского дрожжевого завода — единственного предприятия в Казахстане, выпускающего хлебопекарные дрожжи…
В этом году одному из старейших предприятий пищевой промышленности страны, исполняется 35 лет. Сегодня он является единственным специализированным заводом в стране, выпускающим хлебопекарные дрожжи, без которых невозможно приготовление настоящего, ароматного и сытного хлеба.
Истории дрожжей — сотни тысяч лет. Доказано, что еще древние людские сообщества умели приготовлять закваску, правда, не понимая сути поистине волшебного процесса созревания хлебного теста.
Во многих культурах этот процесс принимал даже мистическое значение, считалось, что боги или добрые духи помогают человеку, давая ему его «хлеб насущный».
И только в 19-м столетии Луи Пастер сумел понять и объяснить природу дрожжей — мельчайших микроорганизмов, которые ведут бесконечную и благотворную работу по подготовке теста в аппетитный каравай. Это целая химическая «фабрика», запускающая процессы брожения теста и вырабатывающая в нем сложнейшие органические соединения, которые и придают затем хлебу неповторимый вкус и аромат.
Дрожжи являются одним из важнейших и непременных элементов создания вкусного, качественного хлеба и поэтому понятно, почему качеству дрожжей все производители хлеба уделяют такое большое внимание.
В этом отношении у Алматинского дрожжевого завода практически не должно быть конкурентов.
Предприятие первым в стране получило маркировать свою продукцию Знаком соответствия. А совсем недавно АДЗ обрел и международное признание, получив медаль и диплом за качество своей продукции на международном конкурсе в Женеве (Швейцария). Примечательно также, что также одним из первых в отрасли завод стал выпускать дрожжи, обогащенные жизненно важным для организма человека элементом — йодом, что также соответствует высоким мировым стандартам.
Почему именно вопросы качества стали сегодня главной заботой руководства и специалистов предприятия? Ответ на этот вопрос можно найти, если посмотреть на непростую ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке дрожжей.
Хлеб у нас в стране по-прежнему остается основным продуктом питания населения. И наши традиции, и культура питания, да и экономическая ситуация — все способствует тому, чтобы люди ели много хлеба. Значит, немало требуется и дрожжей, причем этот рынок отличается устойчивостью и предсказуемостью — важнейшими факторами, которые привлекают к нему внимание предприимчивых людей.
Казалось бы, АДЗ, как единственному в стране предприятию, выпускающему дрожжи, можно чувствовать себя на этом рынке настоящим хозяином, монополистом, уверенно наращивая объемы своего производства. Однако до этой благостной картины сегодня далеко.
Завод испытывает немалые трудности и прежде всего — из-за неконтролируемого ввоза в Казахстан тысяч тонн импортных дрожжей различных видов из России, Китая, Турции.
До сих пор никто из государственных чиновников или институтов не удосужился хотя бы определить общие объемы этого рынка, потребность страны в этой продукции и поэтому все данные, которыми сегодня оперируют специалисты дрожжевого дела — оценочные.
Но даже и эти примерные данные, говорят, что не все ладно в «дрожжевом королевстве».
Сегодня ежегодная потребность казахстанских хлебопеков в дрожжах оценивается в 25 -27 тысяч тонн. Шесть тысяч тонн выпускает АДЗ, еще 4-5 тысяч тонн завозится в страну по данным таможни, официально. Остающиеся 15-16 тысяч тонн — это контрабанда или товар, поступающий в страну по разным «черным» и «серым» схемам, когда, например, декларируемая цена дрожжей при пересечении границы занижается в десять и более раз. Естественно, что в Казахстане такие импортеры получают очень приличную прибыль, которая покрывает все расходы на взятки чиновникам.
Кроме того, крупные российские, китайские и турецкие дрожжевые заводы ведут настоящую торговую войну против АДЗ, причем самыми беззастенчивыми средствами.
Главное их оружие — банальный демпинг, снижение цен на свою продукцию до максимально низкого предела, с тем, чтобы потребители отказались от дрожжей АДЗ, а предпочли бы им более дешевую импортную продукцию. Они готовы даже временно понести убытки, имея в виду в стратегической перспективе разорить или закрыть завод и захватить весь рынок.
Этим планам благоприятствует политика «открытых дверей», исповедуемая сегодня властными структурами в Казахстане, которая для казахстанских производителей оборачивается серьезными проблемами. АДЗ уже инициировал ряд антидемпинговых разбирательств, но что значит даже выигранное дело против одного недобросовестного импортера, когда их огромное множество и действуют они агрессивно и напористо?
Специфика дрожжевого производства состоит в том, что продукция крупных предприятий всегда дешевле, а стало быть — и конкурентоспособнее, чем продукция заводов со средними объемами производства.
Поэтому АДЗ очень трудно бороться со своими зарубежными конкурентами, ведь в тех же Китае и Турции созданы огромные дрожжевые комбинаты, выпускающие многие тысячи тонн продукции.
Эти предприятия и не скрывают своих амбициозных планов торговой экспансии на казахстанский рынок, заставляя наших производителей изыскивать буквально все резервы, чтобы побеждать в конкурентной борьбе.
Еще одна проблема — транспорт. Наш дрожжевой завод находится в Алматы, на юге страны, а продукцию приходится везти за тысячи километров. С учетом роста железнодорожных тарифов и огромных расстояний обходится это заводу недешево, что также отражается на цене продукции завода.
Завод сегодня выпускает прессованные хлебопекарные дрожжи, а также сушеные дрожжи, обогащенные калием и йодом и приготовленные из экологически чистого и сертифицированного сырья.
Они прошли самые строгие анализы в Центре испытания качества пищевой продукции, в республиканской и городской СЭС, а также в ТОО «Нутритест» Казахской академии питания. Микробиологическая лаборатория завода работает непрерывно, отслеживая все стадии процесса созревания дрожжей, проводятся десятки различных испытаний и тестов для того, чтобы обеспечить самое высокое качество продукции.
Все это находится в разительном контрасте с импортными дрожжами, заполонившими прилавки магазинов и базаров. В большинстве случаев продавцы не могут показать даже сертификата соответствия, они порой даже не знают, где произведены продаваемые ими дрожжи, сертификаты качества почти повсеместно отсутствуют.
Не говоря уже о том, что при продаже этих импортных дрожжей в 90 процентах случаев прямо нарушается Закон, обязывающий иметь на упаковке надписи на русском и казахском языках. Потребителю по низкой цене просто навязывается товар, в качестве которого он никак не может быть уверен. Это касается и нового, ставшего в последнее время популярным вида дрожжей — инстантных, или быстродействующих, которые очень широко стали использовать в своей деятельности небольшие частные пекарни. Конечно, это дело вкуса, но на взгляд многих казахстанцев приготовленный на таких дрожжах хлеб не имеет того аромата и вкуса, как с использованием традиционных технологий и дрожжевых культур.
Однако инстантных дрожжей требует сегодня рынок, и на Алматинском дрожжевом заводе тоже понимают эту проблему. Руководство завода намерено в ближайшие год-два провести модернизацию производства с тем, чтобы не только увеличить объемы выпуска продукции, но и начать выпускать инстантные дрожжи. Без этой реконструкции, с учетом перспективы скорого вхождения Казахстана в ВТО, заводу придется очень трудно в борьбе со своими конкурентами. И сегодня заводу необходима помощь и поддержка со стороны государства.
Речь не идет о финансовой поддержке, (хотя единственное предприятие такого профиля в стране могло бы на нее рассчитывать.) Главное сегодня для завода — чтобы государство навело порядок на рынке дрожжей, установило бы четкие правила и определенные ограничения для недобросовестных импортеров, поставило бы заслон контрабанде.
Но государство, по сути, самоустранилось от этой проблемы и предпочитает защищать отечественных производителей только на словах. Так что, может быть, и недалек тот день, когда даже дрожжи для собственного каравая мы будем вынуждены покупать у далекого зарубежного «дядюшки»…