Всего, согласно эскизному проекту, на месте плодоконсервного комбината появятся 2998 квартир, для которых предусмотрено 2000 парковочных мест. То есть ставить авто на подземную стоянку сможет не каждая семья, при этом открытых парковочных мест тоже недостаточно (слишком плотная застройка). Кроме того, компания также пообещала построить со стороны улицы Жандосова школу на 1100 мест, детский сад на 350 мест и поликлинику, которую передадут на баланс города. Где будут парковаться родители школьников и посетители клиники, неизвестно. Что касается стоянок в самом жилом комплексе, то представители RAMS Qazaqstan уверяют, что общее количество автомобилей жителей ЖК RAMS City соответствует количеству парковочных мест. Получается, что строительные нормы и правила не учитывают всех потребностей жителей города? Об этом мы решили побеседовать с председателем президиума РОЮЛ «Союз строителей Казахстана» Талгатом Ергалиевым.
— Талгат Файзуллиевич, общественные деятели отмечают, что в ЖК RAMS CITY есть проблемы с парковками. Застройщик же с этим не согласен. Почему, на ваш взгляд, возникают такие разногласия?
— Думаю, что в этом случае должна быть проверка на соответствие нормам и правилам. Простые жители и граждане не могут знать всех тонкостей. Возможно, они ошибаются, застройщик тоже может немного лукавить. Соответственно, должна быть техническая экспертиза, проверка экспертов из различных частных компаний. В случае обнаружения несоответствия прокуратура может эти факты проверить и применить меры согласно законодательству.
— Сколько парковочных мест на одну квартиру в ЖК выше 9 этажей должно быть заложено в проекте?
— Согласно строительным нормам и правилам на жилье первого класса (элитное жилье) полагается 1-2 машиноместа, на жилье второго и третьего класса (бизнес-класс, комфорт) – 1 парковочное место, для эконом-класса должны быть открытые парковочные места, не обязательно должны быть крытые.
— Как вы думаете, стоит ли пересмотреть сегодняшние нормы по парковкам?
— По идее, все эти нормы правильные, потому как есть не только крытые парковки, но и парковочные места вокруг дома в зависимости от количества жителей и квартир в доме. Здесь должна быть гибкая система, чтобы было удобно самим жителям. Сейчас парковки не везде раскупаются, а наличие парковочного места повышает стоимость квадратного метра. Допустим, в Нью-Йорке или Лондоне парковки раскупаются только на 20-30 %, людям невыгодно жить в центральной части этих городов и иметь автомашины, соответственно, парковочные места. Поэтому там гибкий подход, застройщику дают возможность самому решать, строить парковки или нет. Если район располагает к тому, что жители должны иметь специальные стоянки, а по проекту их нет, квартиры не будут раскупаться. Это требования рынка. Поэтому, если мы — рыночная страна, то в первую очередь нам нужно исходить из потребностей клиента. Если клиенту нужна парковка в этом районе, то он купит квартиру с парковкой. Компании борются за клиентов, поэтому в развитых странах законодательство более гибкое. Я считаю, это правильный, рыночный подход.
— Есть мнения, что строительство парковок является убыточным, поэтому застройщики стараются на парковках экономить. Так ли это?
— Действительно, парковки не раскупаются, особенно в жилых комплексах комфорт-класса, поэтому их стоимость ложится на себестоимость квадратного метра, и они чаще всего пустуют. Их сдают в аренду, которая не всегда окупается, вложения денег в парковки отбиваются более 10 лет. В связи с этим именно строители жилья эконом-класса неохотно идут на строительство парковок. В эконом-классе вообще не предусмотрены парковки, там важно, чтобы количеству жителей соответствовало число открытых парковочных мест вокруг дома.
— Как вы считаете, можно решить проблему с парковками в мегаполисах?
— Сегодня сложилась такая ситуация, что предприниматели боятся говорить слово «прибыль». Все-таки советское прошлое сильно влияет, и мы продолжаем смотреть на предпринимателя как на спекулянта, фарцовщика, который только заботится о своем кармане. На самом деле предприниматель должен создавать хороший продукт, платить налоги, предоставлять рабочие места и платить зарплату, за большее он не должен отвечать. Дополнительно они открывают благотворительные фонды, участвуют в социальных проектах, и думаю, что это сверхдостаточно. Мы не должны отставать от других стран в плане ведения бизнеса, получения рентабельности и дохода. Тогда и компании будут конкурентоспособными, будет развиваться индустриализация, будем выходить на внешний рынок и завозить в страну валюту. Предпринимательство нужно делать успешным и закаленным в конкурентной борьбе. Поэтому, если в строительных нормах указано, что должно быть 1-2 машиноместа на элитное жилье, то нужно их придерживаться. Нужно создавать площадки рядом с домами, не уплотнять застройку.
Рядом с госорганами, детскими садами, школами должны быть большие площадки, чтобы посетители или родители могли припарковаться, а после отъехать, не создавая трафиковый коллапс.
Кроме того, нужно делать хайвеи (бессветофорные движения), должно быть несколько улиц внутри города, которые помогут быстро передвигаться от одной точки к другой. Таким образом, мы будем уходить от пробок. Потому что концентрация автомобилей на стоянках в конечном итоге будет приводить к созданиям пробок. Поэтому, первое – пространство между домами, второе – нормы, которые есть, должны соблюдаться.