В первый час Нового года
Встретив за праздничным столом бой часов нового, 1996 года, компания 20–25-летних друзей, жителей села Белые Воды Сайрамского района ЮКО, решила прогуляться. Маршрут сомнений не вызывал – надо сходить на центральную площадь райцентра, традиционно выпить шампанского у праздничной елки. Веселые приятели отправились в путь и гуляли без всяких приключений около часа. На обратном пути заходили к соседям и друзьям, всех поздравляли.
Когда проходили мимо дома одной из подруг, вдруг заметили в окнах свет.
– Странно, у меня никого не должно быть. Пойду проверю, может, забыла выключить что. Заодно еще и дочку потеплее одену, – удивилась Ольга (здесь и далее имена некоторых героев изменены), глядя на жавшуюся к ней пятилетнюю дочку, которая стоически встречала новогоднюю ночь и “идти к бабушке спать” никак не хотела. Ольгу взялся проводить Максут. Остальные стали ожидать у калитки.
Когда женщина в сопровождении дочери и приятеля вошла в дом, из комнаты вышел гражданский муж Ольги – Сергей, в руках у которого был топор, и, судя по выражению лица, настроение у него было отнюдь не праздничное. Он со злобой посмотрел на Максута и, не говоря ни слова, с размаху ударил его обухом топора по голове.
У парня фонтаном брызнула кровь, он отшатнулся, но не упал. Наоборот, медленно начал надвигаться на нападавшего. А у Сергея воинственный пыл явно спал. Он выронил топор и кинулся к выходу. Максут погнался за ним.
Выбежав во двор, Сергей увидел стоявшую у калитки компанию и бросился в огород. Друзья заметили погоню. Кашаф, брат Максута, тут же поспешил на помощь.
Сергей успел добежать до забора. Здесь его и настигли братья. Кашаф уже заметил, что у Максута все лицо было залито кровью. Не ожидая объяснений, сразу же бросился на беглеца.
Расправа
Вскоре подсобрались и все остальные приятели. Сергей уже лежал на земле. Его избивали палками, прыгали на теле. Подруги стали уговаривать парней прекратить расправу. Еще один приятель – Олег – пытался их растащить. Пятилетняя девочка принялась плакать. Из соседнего дома вышел дядя Коля. Он подошел к забору, поздравил всех с Новым годом, поинтересовался – почему шумим. На него никто не отреагировал. Дядя Коля пригрозил вызвать милицию. За что получил оплеуху через забор и был быстренько уведен домой подоспевшей соседкой – тетей Катей.
Ольга, видя, что расправа не утихает, бросилась на Сергея и укрыла его своим телом. Только после этого ребята стали успокаиваться. В конце концов они взяли Ольгу под локти и повели в дом. Попробовали поднять и Сергея. Но на ногах он не стоял. Тогда ребята оставили его в сидячем положении.
– Ничего, полежит на воздухе – очухается, – решили братья.
Кашаф набрал ведро воды из присадовой колонки и облил Сергея с ног до головы. Тот застонал.
В бега
В доме у Ольги друзья долго не задержались. Только один из приятелей обнаружил, что в суете потерял калошу. Искать ее желания не было, и он переобулся в стоявшие здесь же сапоги Сергея. Потом друзья опять взяли под руки Ольгу и, успокаивая и уверяя ее, что ничего страшного не случится, ушли продолжать праздник.
Утром выяснилось, что Сергей умер.
У него оказались травмы, не совместимые с жизнью, – разрыв печени, оскольчатые переломы темени, внутричерепное кровоизлияние. По оценке экспертов, он умер в течение часа.
Максут и Кашаф были разбужены звонком приятеля. Страшная новость сразу выветрила из них остатки праздника. Взяв деньги и документы, оба брата поспешно ушли из дома. С этим новым годом для них действительно наступала новая жизнь.
По факту насильственной смерти гражданина Сергея Р. правоохранительные органы возбудили уголовное дело. Главные подозреваемые были установлены практически в первый же день – братья Максут и Кашаф Миркубановы. Но задержать их сразу не удалось. Братьев объявили в розыск. Вначале республиканский, потом по странам СНГ, а потом и в международный – через Интерпол. Однако поиски не принесли результатов. Дело в отношении братьев было приостановлено.
Спустя 20 лет
В начале 2015 года в городе Омске службами миграционной полиции Российской Федерации были задержаны двое так называемых “нелегальных трудовых мигрантов”, имевших при себе паспорта советского образца. Судя по ним, это были братья Миркубановы – Максут и Кашаф, 1969 и 1970 годов рождения соответственно. Выяснилось, что они незаконно пересекли границу и незаконно находились на территории РФ порядка 15 лет. До этого проживали в Узбекистане (также нелегально). При этом, по данным Интерпола, оба брата с 1996 года разыскиваются в Республике Казахстан по подозрению в совершении умышленного убийства.
В Омске они были осуждены за незаконное пересечение границы и в конце мая депортированы в Казахстан по месту розыска ДВД Южно-Казахстанской области.
Следователи шымкентской полиции вытащили из архива пожелтевшее дело.
Почти полгода тянулось следствие. Из-за давности случившегося многих свидетелей и участников тех событий найти было уже просто невозможно – кто-то уехал за границу, кто-то и вовсе отошел в мир иной. Тем не менее полиции удалось разыскать практически всех главных фигурантов. В итоге осенью этого года дело о “новогоднем убийстве 20-летней давности” поступило в суд. Оба брата обвинялись в совершении умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах – с особой жестокостью и из корыстных побуждений (припомнили взятые сапоги убитого).
О чем редко просит прокурор
В процессе судебного разбирательства государственный обвинитель по собственной инициативе стал ходатайствовать о переквалификации дела и смягчении обвинения со статьи “Умышленное убийство с отягчающими” на “Причинение умышленного тяжкого телесного повреждения, повлекшее смерть потерпевшего”. Свое решение прокурор мотивировал тем, что все-таки умысла на убийство у братьев не было. Не нашли подтверждения и обвинения в корысти.
Присутствовавшая в суде старушка мать Сергея со смягчением статьи согласилась и заявила, что давно уже простила убийц своего сына: “Бог им судья”, – сказала она.
Братья признавали свою вину частично, настаивая, что убивать не хотели. Собирались просто проучить. И водой обливали не для того, чтобы заморозить, а чтобы он в себя пришел.
Суд учел и смягчающие обстоятельства – первую судимость, раскаяние, противоправные действия самого потерпевшего. В результате братья были признаны виновными именно в нанесении телесных повреждений, повлекших смерть, и приговорены к 6 годам заключения в колонии общего режима.
Никто из братьев так и не обзавелся семьей, детей не имел. По их собственному признанию, встреча каждого Нового года с тех пор была для них самым грустным праздником.
Юридические тонкости
Еще один примечательный факт в данном деле – оно рассматривалось по законам Казахской ССР.
– В соответствии со статьей 5 действующего УК РК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения уголовного правонарушения признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий, – пояснила председательствующая на процессе судья межрайонного специализированного уголовного суда Айжан МЕДЕУБЕКОВА. – Хотя преступление М. Миркубановым и К. Миркубановым совершено 1 января 1996 года, когда действовал Уголовный кодекс Казахской ССР, который на сегодняшний день считается утратившим силу, однако, следуя статье 5 УК РК, по данному делу следует применить нормы именно УК Казахской ССР.
Приговор уже вступил в законную силу.
Шымкент