Ломать – не строить
По последним официальным данным, в поселке Тобол проживает примерно 6 500 человек. Своей воды в населенном пункте нет, ее всегда подавали по магистральному водопроводу из Притобольска, где на реке Тобол имеется станция первого подъема и система очистки. В советские времена в поселок были проведены 3 нитки водовода. В 2017 году провели реконструкцию, и осталась только 1 линия. Людей убеждали, что всё будет в порядке. Только вот, о каком порядке шла речь, не уточнили.
Жалобы жителей Тобола не утихают уже несколько лет. Люди привыкли, что летом вода подается по графику, но даже в эти часы запастись ею не представляется возможным, особенно тем, кто живет выше третьего этажа. Оставляет желать лучшего и качество воды.
– Проблема с обеспечением водой у нас уже давно. Куда мы только не обращались, и 3 года назад проложили новый водопровод. Но вопрос он не решил, стало даже хуже, – рассказала “КАРАВАНУ” представитель инициативной группы и жительница поселка Тобол Ольга ФАЗЫЛОВА. – Мы не можем ни постирать, ни помыться.
Перебои с водой в Тоболе случаются только летом.
– Воду отключают по нескольку раз в день, вся муть и ржавчина оседает, а после включения из кранов идет ржавая вода, но недолго, – поясняет собеседница.
– Вопрос с водой стоит очень остро, население страдает уже не первый год: ее дают по графику, который нарушается, – пояснила жительница поселка Наталья БУЛАТОВА. – Наша семья за последние годы уже поменяла 4 водонагревателя и стиральную машину. В них накапливается ржавчина, и даже после ее удаления через некоторое время приборы ломаются.
По словам Натальи, о стирке белых вещей летом можно вообще забыть. У многих селян нет возможности ездить за чистой водой на родник или покупать ее в магазине, поэтому воду кипятят, отстаивают, пропускают через различные фильтры и пьют. Хотя всем понятно, что вода такого качества здоровья не прибавит.
Жители Тобола поняли, что никаких действий от местной власти не дождаться, поэтому создали инициативную группу. Она готовит обращения во все инстанции. Они уже написали обращение в Антикоррупционную службу и прокуратуру области. Активисты хотят, чтобы проверили проект реконструкции водовода. Так как, по их данным, он заказывался только на проведение питьевой воды. И это грубое нарушение, ведь Тобол – это сельская местность, и кроме питьевой воды должна быть вода для полива и домашнего скота. У людей – огороды и подсобное хозяйство, за счет которых многие живут.
– Воду мы запасаем, но в жару ее пить невозможно: она непонятного цвета, – отметила Ольга Фазылова. – Когда на улице прохладно, воду отключают только 2 раза и тогда ее еще можно пить.
Решать никто не хочет и не может
– В ГКП нам отвечают: берите баклажки, ставьте сами насосы, чтобы вода доходила до верхних этажей, – отмечают жители. – Конечно, приезжает по графику водовоз. Но старикам ходить с баклажками и носить воду по этажам тяжело. Были комиссии, но ничего не меняется.
Кроме отсутствия нормального водоснабжения тобольцы возмущены и тарифами на воду. Два года назад, когда поднимался вопрос о повышении стоимости воды, приезжали представители антимонопольного ведомства и проводили собрание. Тогда жителям удалось доказать, что оснований для поднятия тарифа нет. Но, никого не предупреждая, ГКП повысило стоимость сброса в канализацию до 300 тенге. В итоге тариф на воду и на стоки практически сравнялся.
– В ходе наших разбирательств выяснилось, что главный инженер ГКП даже не знал точного количества населения и занизил его аж на 2 тысячи человек. Как тогда готовили проект? – добавила собеседница. – Недавно в составе инициативной группы активисты ездили на Притобольскую станцию. Спросили директора ГКП и акима поселка о том, кто заказывал проект и что в нем предусмотрено? И почему они его подписали? Но вразумительного ответа не получили.
– Мы хотим, чтобы наказали людей, которые заказывали проект и его подписывали, заранее зная, что никакого результата не будет, – добавила Наталья Булатова. – Почему в тех же Лисаковске, Рудном и других городах, где есть частные и многоэтажные дома, вода есть постоянно? Над нами издеваются каждый год, особенно над пенсионерами, живущими на верхних этажах, куда вода не доходит. Приезжает водовоз, но подумайте, сколько раз старику нужно спуститься и подняться, чтобы набрать достаточное количество воды. О нашей проблеме знают, но никто не хочет ее решать.
Активисты, среди которых бывшие работники коммунального предприятия, считают, что для нормального обеспечения поселка водой требуется проложить еще 1 водопровод и построить вторую фильтр-камеру.
– Но самое страшное, что старые нити водовода из огромных чугунных труб в августе 2018 года начали выкапывать, в поселке был такой скандал, – вспоминает Ольга Михайловна. – Тогда директор ГКП Тансыкпай Садыков сказал, что эти трубы выкопали неизвестные люди и причинили предприятию ущерб на сумму более 31 миллиона тенге. Но остатки трубопровода выкапывают и сейчас. И никаких мер со стороны коммунального предприятия не принимается. Складывается мнение, что они в сговоре.
Нужен новый проект
В официальных данных о проведенной работе по реконструкции водопровода имеется вот такая информация: “В 2017 году по госпрограмме был реконструирован открытый водозабор, водоочистные сооружения и магистральный водопровод до насосной станции второго подъема поселка. На этот проект из республиканского бюджета было выделено 589,9 миллиона тенге”. Мощность станции составляет 2 100 кубометров в сутки, ее хватает месяцев на восемь. Потом наступает поздняя весна и лето – расход воды увеличивается до 3 000 кубометров. Люди активно поливают свои огороды из водопровода, на что его мощность не рассчитана. Запасы в резервуарах исчезают, поселок остается без воды. Поэтому приходится отключать ее на ночь, чтобы создать какой-то запас. Не булькает
В районном акимате о проблеме знают, но отвечают, что на сегодняшний день мощности насосной станции недостаточно, чтобы обеспечить поселок водой.
– Сегодня общая численность потребителей питьевой воды составляет 2 779 абонентов, – пояснили в акимате района. – При температуре воздуха свыше плюс 29 градусов расход питьевой воды увеличивается в 7 раз. Это связано с тем, что жители частного сектора, который составляет больше половины всего населения, поливают огороды и приусадебные участки. Соответственно, на станции с запасом 1 500 кубов питьевая вода заканчивается.
В прошлые годы руководство коммунального предприятия говорило о том, что единственный выход – это новый проект, который позволит изменить схему подачи воды населению. Его примерная стоимость – 55 миллионов тенге. Но таких денег у предприятия нет. Сегодня предлагают другой вариант, но он тоже не из дешевых.
– Проблема с обеспечением населения водой в летнее время у нас повторяется из года в год, – пояснил “КАРАВАНУ” директор ГКП “Тобол” Тансыкпай САДЫКОВ. – Она сложилась из-за того, что, когда проводилась реконструкция водозабора первого подъема, проектировщик взял для расчета только питьевую воду, так как шла программа “Акбулак”. Расчет шел по количеству населения поселка. С приходом лета начинается поливной сезон. Из-за этого у нас наблюдается нехватка воды. Чтобы изменить ситуацию, выход только один – расширять водозабор на первом подъеме и очистительные сооружения до объема 4 тысячи кубов.
По словам главы ГКП, сколько потребуется средств на расширение, точно не подсчитывали, но он назвал примерную сумму в 250 миллионов тенге.
О ситуации в Тоболе знают акиматы и района, и области. Ситуацию никак не исправить, пока не расширится водозабор на первом подъеме. Коммунальное предприятие неоднократно писало письма во все инстанции, но получило ответ, что денег республика пока выделять не будет. ГКП отвечают, что у них новый водозабор.
– Когда происходит остановка насосной станции и вода полностью потреблена, в резервуарах остается осадок, – прокомментировал качество воды Тансыкпай Садыков. – Когда начинаем подачу воды, осадок идет в первую очередь. И пока его полностью не прогонишь через трубу и кран, чистая вода не идет. Чтобы как-то улучшить ситуацию, мы купили водовоз, чтобы доставлять воду жителям многоэтажек. А у частного сектора всегда есть запас воды.
За 6 лет в поселке сменилось несколько акимов. Сегодняшний его глава Аманжол ЕСМАГАМБЕТОВ о проблеме знает не понаслышке: живет в Тоболе уже 12 лет в квартире на пятом этаже, до которого вода летом часто не доходит.
– На мой взгляд, для решения проблемы есть только 2 варианта, – поясняет аким поселка. – Первый – это проложить новую ветку водопровода с технической водой. На это потребуются сотни миллионов тенге, в бюджете района таких денег нет. А второй вариант – призывать и даже убеждать жителей частных домов бурить скважины у себя во дворах, чтобы снизить нагрузку на водовод с питьевой водой. Конечно, и в этом случае будет недешево, но уже для населения.
Как говорят жители, чтобы решить ситуацию, им нужно отказаться от огородов и личного подворья. Они не понимают, как, живя в селе, не могут выращивать чистые овощи и ягоды, содержать животных. Тем более что сегодня у жителей сел не такие большие заработки, чтобы покупать всё в магазине.
Инициатива наказуема
Судя по видео и публикациям в соцсетях, в этом году в районе им. Б. Майлина проблема с обеспечением населения водой обострилась не только в Тоболе, но и в поселках Майский, Красносельский и даже в самом районном центре – селе Айет. Об этом на своей странице в соцсетях рассказывает блогер, создатель канала “10 регион. Гражданский контроль” Азамат КАРИМОВ. И недавно даже был наказан.
Чтобы наглядно показать акиму района Кайсару Муржакупову качество воды, которой пользуются жители Айета и других сел, Азамат набрал из крана воду в двухлитровую банку. На емкость с ярко-желтым содержимым наклеил надпись “Вода для акима” и отнес ее в акимат.
– Акима на месте не было, поэтому я передал “подарок” через сотрудника отдела ЖКХ, – пояснил “КАРАВАНУ” блогер. – Таким образом я хотел показать результат работы акимата и его сотрудников. Но совершил оплошность и не надел маску, за что после просмотра моего видео мониторинговая группа составила на меня протокол, а санврач выписал штраф на сумму более 87 тысяч тенге. Это был точечный удар именно по мне, потому что во время визита в госорган кроме меня без масок были еще несколько сотрудников акимата. Но наказать решили именно меня. Только за маску ли?
КОСТАНАЙ