Конечно, отечественный производитель должен быть заинтересован выпускать качественную продукцию. Особенно в свете скорого вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Причем повышение этого самого качества не должно происходить за счет потребителя. Поэтому многим нашим компаниям, выпускающим товары народного потребления и продукты питания, придется хорошенько поработать, чтобы соответствовать требованиям мирового рынка.
Работа сия будет включать в себя не только поиск энергосберегающих технологий, но и сотрудничество в сфере социального партнерства, путях повышения качества товара и взаимодействие с местными исполнительными органами.
Об этом шел разговор на «круглом столе» с участием таразских бизнесменов, президента Лиги защиты прав потребителей Светланы Савченко и акима города Тараза Ильяса Тортаева.
— Сегодня настало время, когда предприниматели обязаны неуклонно следить за качеством своего товара, повышать ассортимент и во всем соответствовать требованиям рынка, — заметил аким города.
Вообще, фирмы, занятые производством, в городе по пальцам одной руки можно пересчитать. В основном предприниматели предпочитают действовать в сфере услуг: открывают магазины, кафе-рестораны, СТО (автомойка, сауна, АЗС). В последнее время стали появляться бани, что в городе, где летом отключается горячая вода, очень актуально.
Но разговор о качестве товаров и продуктов, и, следовательно, взаимоотношений производителя с потребителем, оказался полезен всем.
Предприниматели внимательно выслушали госпожу Савченко, которая на примерах своей практики отразила состояние дел в области защиты прав потребителей. Кстати, в начале этой деятельности члены Лиги чуть было не угробили в Казахстане такое важное понятие, как конкурентоспособность, закрыв по суду несколько крупных фирм, специализирующихся в сфере туризма. Но после, при непосредственном участии Лиги по защите прав потребителей, нашли пути взаимодействия и стали процветать такие компании как «Арома», торговый дом «Жанна» и несколько ресторанов южной столицы. То есть и в условиях дикого капитализма можно делать честный бизнес и процветать. Хотя этому мешают и нездоровая конкуренция, и фискальные органы, и обманутые потребители.
Впрочем, нельзя все грехи валить на казахстанского потребителя, который только в последние пять лет научился отличать качественный товар от некачественного. Кроме того, по словам Светланы Савченко, наш потребитель отличается особой ментальностью. — Покажите мне такого мужчину в нашей стране, который пойдет покупать мебель без супруги? — задала она вопрос участникам «круглого стола».
Такой мужчина в зале оказался, но один. Что не помешало госпоже Савченко продолжить приводить примеры:
— Наша женщина, увидев в магазине две пары понравившихся ей туфель, не купит ни одной пары, если ей будут навязывать третью.
Трудно и с этим не согласиться, но наших предпринимателей приведенные факты не вдохновили. Их, к примеру, сегодня удивляет, что нынешний потребитель перестал доверять рекламе, и при выборе товара ориентируется на его происхождение, стоимость и собственные предпочтения.
Да, времена, когда люди, увидев рекламу майонеза или чудодейственного медикамента, толпами бежали в магазины и аптеки, прошли. Потому что очень многие из них по сей день чувствуют себя обманутыми. А недобросовестные производители из года в год продолжают сбывать свой товар с помощью заведомо ложной рекламы, меняя слоганы и видеоряд. Хотя есть продукция и товары, не нуждающиеся в рекламе, потому что потребитель давно уже доверяет их качеству.
— Рынок формируется потребителем, — считает госпожа Савченко.
Точно, попробовав заведомо плохой продукт, человек уже не обратит на него внимание. Поэтому местные предприниматели не рискуют приступать к производству новинок, и занимаются изготовлением мясомолочной и плодоконсервной продукции, хлебобулочных изделий. Две-три компании производят мебель, столько же выпускают напитки и водку, с десяток мелких фирм шьют одежду. Все остальные товары ввозятся из-за пределов области. Даже черенки от лопат.
А ведь развитие сферы производства товаров и услуг предполагает значительное сокращение безработицы в городе и области. Увы, сами предприниматели, обсуждая вопросы социального партнерства, ни словом не обмолвились о рабочих, без которых любое производство невозможно.
— Вы все забыли о таком понятии как «оперативное управление производством», — сказал Ильяс Тортаев. — Это когда общее руководство осуществляет глава компании, а работа коллектива контролируется руководителями второй и третьей ступени. Только в этом случае можно говорить об успешности фирмы. Причем очень важно поддерживать в членах коллектива корпоративный дух, поощрять их, создавать условия не только для труда, но и для полноценного отдыха. Все эти факторы тоже влияют на повышение качества товаров.
А на предложение узаконить использование дешевой рабочей силы (гастрарбайтеров), он выдвинул встречное предложение о том, чтобы заказчиком социальных услуг выступал отдел занятости и социальных программ акимата. Эта мера также поможет сократить количество безработных в городе.
Некоторые предприниматели пожаловались на непомерные налоги и произвол фискальных органов. Однако многие успешные бизнесмены города не раз повторяли, что те предприниматели не имеют проблем, которые работают, неукоснительно соблюдая законодательство страны.
Так или иначе, но нынешний диалог за «круглым столом» должен оставить незабываемое впечатление у всех его участников. Предпринимателям необходимо пересмотреть свои взгляды на рынок, куда они поставляют свои товары. Им предстоит найти пути, ведущие к повышению качества товаров, уважению к потребителю. А нам, потребителям, стоит набраться сил и терпения, дабы продолжить борьбу с обилием товаров и услуг, научиться защищаться в условиях отсутствия Закона «О защите прав потребителя».
Хотя госпожа Савченко заверила, что у нас достаточно законов, позволяющих потребителям отстаивать свои права. Кстати, в своде нормативно-правовых актов и законов, изданных Лигой защиты прав потребителей, имеется и Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 1991 года, на который постоянно ссылаются члены Лиги. Непонятно зачем, так как еще ни разу юристам Жамбылского областного представительства Лиги не удалось защитить ни одного обманутого потребителя. Зато городская прокуратура успешно прикрыла деятельность областных защитников прав потребителей именно за факт применения законодательства уже несуществующей страны.
А президенту Лиги защиты прав потребителей Казахстана, судя по всему, отсутствие четко прописанного закона в данной сфере не мешает. Она и так успешно работает, защищает права потребителей и учит всех, кому это интересно.
По крайней мере, я усвоила из ее слов главное. А именно, что защита прав потребителя — дело самого потребителя. И буду продолжать битву за свои права, лишь доверяя своим глазам и жизненному опыту. Потому что не раз обманывалась, напарываясь на некачественный товар.
Но кто из нас не обманывался?
Фото сайта lenta.com