на гастролях, отпуск маэстро любит проводить в своем родном Алматы.
Будучи учеником Алматинской школы имени К. Байсеитовой, Ренат Салаватов продолжил обучение в Москве, затем в Ленинграде. Дирижировал в Мюнхенском и Стокгольмском оперном театрах, а также в Мариинке и Театре им. Абая. Сейчас, в то время как его семья живет в шведской столице, большинство творческих планов дирижера связано с оперным театром в Казани.
Главная последняя новость от Салаватова: указом президента РФ Дмитрия Медведева ему присвоено звание заслуженного артиста России. В Татарстане он народный артист. В Казахстане пока громкого звания у него нет. Хотя в общей сложности он проработал здесь 20 лет. И период, когда маэстро дирижировал и работал художественным руководителем в ГАТОБе, был очень плодотворным для труппы. По словам многих ее артистов, они буквально соскучились по работе с таким редким профессионалом.
“Встаю – радуюсь, гуляю – радуюсь”
– Мы планировали сделать интервью еще прошлой осенью, когда вы отмечали 60-летний юбилей. Но вас нельзя было застать на одном месте, вы отправились на гастроли по Европе. Как отмечали круглую дату?
– Особо ее не отмечал. Просто продирижировал спектакль в Казанском театре. Со сцены зачитали поздравления от президента Минтимера ШАЙМИЕВА, Валерия ГЕРГИЕВА, Майи ПЛИСЕЦКОЙ и Родиона ЩЕДРИНА. От Казахстана меня поздравил Алибек ДНИШЕВ. Скромно все прошло.
– А что касается внутреннего ощущения, как подошли к юбилею?
– Думал: быстрей бы прошел этот день. Меня напрягают всевозможные юбилеи. Я за хорошие, спокойные будни, но чтобы они были как праздники. Терпеть не могу праздники, в них есть что-то надуманное. Зато меня радует любой обычный день. Встаю – радуюсь, гуляю по Алматы – радуюсь. С удовольствием провожу сейчас время отпуска в родном городе.
Что есть, мне достаточно
– То есть не имеете привычки вспоминать, анализировать, как прошел очередной жизненный этап?
– Пытаюсь, чтобы любая ситуация работала на меня, потому что в каждом “нет” есть “да”. Допустим, мне солисты жалуются: “Нам ничего не дают”, но я считаю, нам никто ничего не обязан. Мы должны сами проявлять инициативу для собственного роста.
Если говорить о нашем Алматинском театре, то мне есть что вспомнить. Мы ставили здесь “Турандот”, “Лючию ди Ламмермур”, “Тоску”, “Паяцев” в концертном исполнении, “Кармину Бурану”, “Реквием” Верди. У нас были выступления в Москве в Большом театре, Колонном зале. Я вспоминаю гастроли в Мариинке и на Кипре.
Но сейчас у меня все настолько заполнено Казанским театром, что я отказываюсь от всех предложений, которые приходят из Москвы, Питера, Италии. Того, что у меня сейчас есть, мне достаточно. Слава Богу, на данный момент я могу больше отказываться, чем искать что-то.
“Тут же начинается давление бездельников”
– Вы сейчас не дирижируете в Казахстане. При этом часто говорите “у нас”, “в нашей стране”, “в нашем театре”.
– Конечно! Я, по-моему, до сих пор не уволен из Театра Абая. Но при этом у меня не получается тут что-то делать. Жду возможности и желания. Пока их нет.
– Почему?
– Знаете, в свое время смелость директора Казанского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова была в том, что он буквально разогнал старую труппу. И это в страшное время, в 90-е годы! Были демонстрации с транспарантами “Долой директора!”. Но именно тогда он вывез театр за рубеж, люди стали зарабатывать на гастролях.
Мухаметзянов не смог бы сделать этого с прежними солистами, для прорыва ему нужны были свежие, профессиональные силы. И в Алматинском театре так можно было бы сделать за три секунды – росчерком пера избавиться от балласта. Но кто у нас возьмет на себя эту смелость?
В труппе около 50 солистов. Это целый хор! При этом не на многих из них пойдет публика. В театре хорошая база: оркестр, хор, кордебалет. Оркестр, балет, хор с утра до вечера пашут и получают меньше, чем те, кто ничего не делает, но является солистом.
– Как “затронуть эту кучку”? Просто уволить?
– Да. В Казахстане министерство уже давно дало возможность работать по контрактной системе. “С сентября месяца вы не работаете у нас. Или работаете в другом качестве”. И все. Понимаете, я мог бы заблуждаться, если бы не видел живой пример, если бы не работал в таком театре, о котором пишет “Форбс”. В Казани все совершенно на другом уровне.
Но попробуй примени в ГАТОБе контрактную систему! Тут же начнется давление со стороны бездельников. К тому же нужно найти финансирование в течение года, чтобы наряду с нашими ведущими исполнителями, как Мухамедкызы, Баспакова, Даурбаева, приглашались бы ведущие солисты мира. И тогда зритель пойдет. Ведь театр существует для публики! Но у нас все поставлено с ног на голову. И репертуар должен быть для зрителей. Как сказал Владимир ГОРОВИЦ: “Я играю то, что нравится публике. Что ей не нравится, я играю дома”. И это слова гениального пианиста! А мы думаем, что надо поставить то или это по разнарядке сверху. По указке не делается творчество.
Физическая свобода и духовное напряжение
– Вы не устаете от постоянных выступлений?
– Нет. Могу 25 спектаклей отдирижировать подряд. По молодости, когда дирижировал в раже, то уставал. Мог после этого неделю болеть, поскольку нехватку мастерства компенсировал запалом, темпераментом, экспрессией. Потом начал соображать: “Что ты делаешь? Так у тебя никаких сил не хватит”. И тогда стал думать о технике, ремесле.
Знаете, Уланова говорила: “Балерина не должна потеть во время спектакля. Она должна потеть на репетиции”. Молодежь, к сожалению, потеет, потому что не хватает мастерства. А публика тоже думает: раз эмоционально дирижирует, значит, хороший дирижер. Это глубокое заблуждение. И сейчас я если какой-то день не дирижирую, то мне этого не хватает.
– Чего именно?
– Процесса дирижирования. Эмоционально, физически. Мне надо обязательно стоять за пультом.
– Вы как-то форму поддерживаете, чтобы постоянно дирижировать?
– А я физически уже не дирижирую. Не трачу силы. Все делаю за счет техники.
– И руки не устают?
– Нет. Совсем. По молодости уставали. Как только зажмешься физически – все. Пианист Генрих НЕЙГАУЗ говорил о том, что в исполнении главное – физическая свобода и духовное напряжение. Это высказывание надо повесить у себя на стеночке каждому молодому исполнителю.
Когда ты дирижируешь в запале, то практически не слышишь ничего, что происходит вокруг. Ты дирижируешь своими эмоциями. Но нужно дирижировать со стороны, как бы находясь сверху. Тогда ты можешь управлять, а не быть там, в гуще. Командир не должен быть в гуще. Его задача – стоять на холме и руководить сражением. Вот и Шаляпин говорил про свое исполнение: “Один Шаляпин поет, другой смотрит на него из-за кулис”.
“Голова должна работать”
– Вы часто любите цитировать кого-то из великих…
– Потому что я всегда учусь на опыте других. Я смотрю дирижеров, “ворую” у них приемы. Причем “ворую” даже у неизвестных. Может, они сами не поняли, что сделали, но я все хочу привести к пониманию.
Раньше я действительно дирижировал на эмоциональном, интуитивном уровне. Но кроме этого у человека должна еще работать голова. Настоящий мастер должен понимать, что делает. Ничего не понимать может только гений. Или идиот. А не гении должны четко осознавать каждый свой шаг. Тогда они вырастают, может, даже в выдающегося человека. Я лично не хочу быть гением или идиотом. Хочу быть адекватным человеком.
Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)