На днях в отечественных СМИ появился материал, который вызвал немалый резонанс среди общественности. Один из авторов интернет-портала Abai.kz Шарипхан Кайсар раскритиковал действия мужчин, которые, по его словам, являясь мусульманами, ныряют в прорубь согласно православному обряду.
«В этом году нас удивило видео, где группа бородатых мужчин-мусульман, которых явно не назовешь православными, ныряет в прорубь. Все они — казахи. Судя по тому, как они приветствуют друг друга по-мусульмански», — пишет г-н Кайсар.
По его мнению, исполнение православного обряда не только противоречит заветам ислама, но также свидетельствует о деградации сознания и духовности казахов. Стоит отметить, что позицию автора поддержало немало пользователей соцсетей.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с тюркологом Айман КОДАР, которая рассказала, почему подобные инциденты вызывают такой широкий общественный резонанс и можно ли это считать искажением казахских традиций.
— На мой взгляд, это происходит потому, что у нас такое понятие идентичности, когда национальность равно религия. То есть если ты казах, то ты обязательно мусульманин; если русский, то христианин.
Это неправильное понимание идентичности, потому что у нас в сознании происходит связывание религии с нацией. И когда человек определенной национальности выбирает не ту религию, то происходит своеобразный когнитивный диссонанс в сознании людей.
Одна из доминант в современном обществе гласит, что казахи — мусульмане. И когда это убеждение пошатывается, сразу начинает проявляться волна агрессии, так как идентичность наша еще не устоялась. Мы сами не понимаем, кто мы: тенгрианцы, мусульмане или кто-то еще. Свою религиозную идентичность мы еще не обрели до конца.
Когда что-то начинает формироваться в этом процессе, оно всегда проявляется довольно агрессивно или консервативно в отношении к другим явлениям. Все, что нам неизвестно, – это уже не мое, и уже враждебно.
— Получается, подобные случаи критики и осуждения можно назвать массовыми явлениями?
— Да, конечно. Формирование идентичности ведь происходит не у одного человека. Это коллективный процесс. Все представители казахского народа сейчас находятся в процессе понимания того, что составляет и что входит в понятие «казах».
К примеру, некоторые люди, которые воспитаны в мусульманском ключе, могут довольно сильно реагировать на такие явления, как купание в проруби, когда это делают наши казахи. Когда что-то происходит не по тому представлению, которое имеется у них, сразу начинается сопротивление.
— Правильно ли утверждать, что у казахов никогда не было такой традиции, как купание в проруби?
— Мне кажется, раньше объединение людей разных национальностей вокруг одной религии было обусловлено выживанием, определенными политическими союзами, и это было выгодно. Даже когда Казахское ханство полностью погружалось в ислам, в какой-то мере это тоже был политический ход: для обретения союзников и т.д.
Раньше религия была клеем общества, и это было очень актуально. Но сейчас нужно расширять свои границы, и необходимость в этом отпала. Это как раз и дает нам свободу выбора, самоопределения. Наше светское государство дает нам право на самоопределение. Любой человек может быть как верующим, так и атеистом.
Такая свобода просто непривычна для нашего общества. Раньше, если ты казах, то ты обязательно мусульманин. Сейчас же человек сам вправе выбирать, к какой конфессии ему хочется принадлежать.
Подобные случаи, конечно, вызывают много вопросов. Потому что кажется, что это бескультурье, но в современном мире все очень активно меняется, и нам необходимо следовать за этим прогрессом и пользоваться свободой, которая у нас есть.
Зачастую бывает так, что люди, которые утверждают, что если вы, будучи мусульманином, искупались в проруби, то вы предатель, сами не являются стопроцентными мусульманами, которые пять раз в день читают намаз.
— Некоторые пользователи соцсетей утверждали, что эти люди исказили казахские ценности. Что вы об этом думаете?
— Необходимо разграничивать национальность и религию. Если мы будем мыслить таким образом, то поймем, что русский человек может быть мусульманином, а казах христианином и кем угодно. Когда мы это поймем, то такие случаи нетерпимости исчезнут.
Нельзя никого критиковать за такой выбор, необходимо находить точки соприкосновения и единства.
В нашей стране очень сильно провозглашается терпимость к другим гражданам страны на законодательном уровне. Утверждается, что все мы должны жить в мире, но как это возможно, если разные народы не принимают культуру друг друга?!
К каждому человеку и к рамкам чужих границ следует относиться очень аккуратно и уважительно, так как религия – это весьма интимный вопрос. Представителям общества необходимо понять, что нельзя критиковать других людей на этой почве.
— Как можно бороться с таким проявлением консервативности?
— Каждый человек вправе в любой момент прервать такой разговор и заявить, что религиозный выбор – это личное дело каждого человека и никто не вправе в это вмешиваться. Если хотя бы один человек, которого обвиняют в том, что он искупался в проруби, скажет свое мнение в ответ, то уже что-то начнет меняться.
Если говорить на более глобальном уровне, то у нас государство выделяет огромные бюджеты для просвещенческих мероприятий на религиозную тему. Есть целая программа, которая способствует воспитанию терпимости и толерантности в этом отношении.
Нашему народу очень важно понять, как устроен другой мир. Тогда мы сможем осознать, кто есть мы и в чем состоит наша национальная идентичность.