Не довести до радикализма: чем опасна ситуация с хиджабами в школах Казахстана - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не довести до радикализма: чем опасна ситуация с хиджабами в школах Казахстана

Не довести до радикализма: чем опасна ситуация с хиджабами в школах Казахстана

Вопрос ношения хиджабов и платков школьницами разделил казахстанское общество на несколько лагерей.

  • 29 Августа 2023
  • 12051
Фото - Caravan.kz

На прошлой неделе министр просвещения Гани Бейсембаев, отвечая на вопрос представителей СМИ о ношении хиджаба в школах, подчеркнул важность ношения школьной формы для всех учеников в целях обеспечения равных образовательных возможностей и добавил, что никаких законодательных изменений в этом вопросе нет.

«Никаких изменений в законодательстве на этот счет нет. Требования к форме остаются прежними», — заявил он.

На вопрос журналистов о возможности ношения хиджаба в школах и высказывании родителей о возможных митингах в случае запрета министр ответил, что требования к форме остаются неизменными. Он подчеркнул, что приоритетом является качественное образование, соответствующее закону и Конституции, которая подчеркивает светскую природу государства. Министр также добавил, что вопросы, связанные с образованием, не следует смешивать с другими аспектами.

«Цель посещения школы — получение качественного образования. Мы исходим из этого. Не нужно родителям вмешивать сюда другие вопросы. Мы все должны следовать букве закона», — сказал Бейсембаев.

Почему нельзя носить хиджаб в школу? Как сообщается на сайте egov.kz, требования к школьной форме запрещают ношение хиджаба, так как любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевают под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся. Обеспечивающие равенство всех религий перед законом принципы светскости не допускают преимущества какой-либо религии.

«Запрет на ношение хиджаба в стенах школы введен лишь в целях сохранения внутреннего распорядка учебного заведения в соответствии с принципами светскости. За пределы школы запреты по данному вопросу не распространяются», — говорится в сообщении.

Что входит в школьную форму? Так, школьная форма для мальчиков включает пиджак, жилет, брюки, парадную рубашку, повседневную рубашку (зимний период: трикотажный жилет, водолазку). Брюки для мальчиков свободного кроя и по длине закрывают щиколотки ног. Школьная форма для девочек включает пиджак, жилет, юбку, брюки, классическую блузу (зимний период: трикотажный жилет, сарафан, водолазку). Брюки для девочек свободного кроя и по длине закрывают щиколотки ног.

Важно подчеркнуть, что данная тема остается спорной и даже острой в казахстанском обществе уже достаточно продолжительное время, и вопрос ношения хиджабов и платков школьницами разделил общество на несколько лагерей. Одни рассматривают запрет на религиозные головные уборы как давление на девочек. Другие придерживаются мнения, что такой запрет является обыденной практикой в светском государстве. Есть также те, кто разрабатывает модель платка, которая соответствовала бы школьной среде. 

Давайте взглянем на эту тему в более подробном ключе в сегодняшнем материале Caravan.kz.

Так, мы выслушали мнение отечественного эксперта, обществненого деятеля и главы Союза мусульман Казахстана Мурата Телибекова.

«Хиджаб в школе – это надуманная проблема. У многих его противников возникают пугающие ассоциации: если вдруг хиджабы разрешат носить в школах, произойдет цепная реакция, и все дети немедленно последуют этому примеру. Общество начнет сползать в мракобесие. В школе вспыхнут распри на религиозной почве. Ученики превратятся в фанатиков и террористов. Увидев подобные вольности, дети-христиане облачатся в монашеские рясы и начнут расхаживать по школе с кадилом в руках! Дети буддистов и кришнаитов на уроках математики будут бубнить свои мантры и стучать в барабаны. Ну что тут сказать?.. Человеческая фантазия не знает границ!

Приведу поучительный пример из недалекого прошлого. Я учился в школе города Жезказган. Это был советский период. У нас в классе была пара учеников-баптистов. Единственное, что отличало их – отказ носить пионерский галстук и комсомольский значок. Во всем остальном это были обычные дети. Глядя на них, ни у кого из окружения не возникало желание немедленно влиться в ряды баптистов. Дети не смеялись над ними, учителя не осуждали. И самое главное – при таком лояльном отношении баптизм не превратился в государственную религию!

Несколько слов о светском государстве. На протяжении многих веков религия и государство благополучно соседствовали. В России, к примеру, был обязательный школьный предмет «Закон божий». Никому в голову не приходила мысль отделить религию от государства. Согласно закону у нас религия вне государства. Но в реальности все обстоит иначе. Это говорит о том, что данная статья Конституции безнадежно устарела. Государство контролирует религию, принимает участие в строительстве мечетей. Впрочем, иначе быть не может! Религия – неотьемлемая часть общества, и государство обязано принимать участие в жизни религиозных институтов. Обособить религию равносильно стремлению отделить от государства медицину или образование. К сожалению, люди по инерции следуют идеологическим штампам, не задумываясь над содержанием.», — отметил Телибеков.

При этом эксперт убежден, что не нужно бросаться из одной крайности в другую. В школе должен быть дресс-код – в него следует всего лишь внести изменения.

«Если говорить о хиджабе, то необходимо регламентировать его цвет и форму. Тем самым проблема будет успешно решена. На мой взгляд, детскому воспитанию в школах сегодня больше угрожают не религиозные убеждения, а социальная сегрегация. Девочки из благополучных семей демонстративно носят бриллиантовые серьги, щеголяют дорогими смартфонами, в старших классах мы видим вычурный маникюр, накладные ресницы, татуировки и крашеные волосы. Есть и другое, весьма отвратительное явление. Когда родители оказывают спонсорскую помощь школе, и ребенок их автоматически переходит в разряд привилегированных; а если учителю периодически делают дорогие подарки, то родительское чадо могут и вовсе объявить самым гениальным ребенком в школе. Почему министров просвещения и образования это не беспокоит? Неужели хиджаб страшней всего?!

Несколько слов о международном праве. Меня раздражает подобная аргументация. Очень напоминает обезьян, бездумно копирующих чужие повадки. Казахстан должен выработать собственное отношение к той или иной проблеме, невзирая на международное право, и не бояться иметь отличную точку зрения. Решения должны приниматься прежде всего на основе здравого смысла, а не устаревших догм. Кстати, в американских и канадских школах нет запрета на хиджаб. Не так давно в Берлине даже учителям-мусульманам разрешили носить хиджаб. И, представьте себе, это не вызвало волну протестов!» — поделился мнением эксперт.

Принимая во внимание, что распространение ислама в обществе растет, запрет на ношение хиджаба в школах с каждым днем будет вызвать все больше возмущений, считает общественник. Более того, по мнению Телибкова, это может стать причиной радикализации ислама.

«Уверен, что рано или поздно запрет будет снят. Но лучше не доводить дело до конфликтной ситуации. Если мы не в силах преодолеть страх перед мусульманским платком, можно устроить небольшой эксперимент – разрешить в одной из городских школ ношение хиджаба и посмотреть, что из этого получится. Если там начнется религиозная вакханалия, тотальный фанатизм и призывы к джихаду, то эксперимент можно немедленно прервать и показать обществу, к чему это приведет. К сожалению наши государственные деятели часто не утруждают себя умственными усилиями. Религиозную энергию можно направить в позитивное русло, она окажет громадную пользу обществу. Мы предпочитаем идти по самому легкому маршруту категоричных запретов. Это самый легкий путь, но не самый разумный.

Долгие годы я преподавал в алматинских университетах и обратил внимание на то, что студенты спокойно воспринимают девушек в хиджабах, не пугаются, не третируют их. Причем речь идет о студентах первого курса, то есть это вчерашние старшеклассники. Какой отсюда следует вывод? Такое же спокойное отношение к хиджабу будет и в школе», — резюмировал Мурат Телибеков.

Очень широко и комплексно этот вопрос обсудили в апреле в Астане, когда IWPR (Institute for War & Peace Reporting) организовал круглый стол «Баланс между светскостью и свободой вероисповедания в учебных заведениях» с участием экспертов, неправительственных организаций и сотрудников госорганов. О круглом столе сообщало Центральноазиатское бюро аналитической журналистики CABAR.asia.

В ходе тогдашнего мероприятия юрист общественного фонда «Право» Асель Рамазан рассказала об опыте ее организации в поддержке семей, вернувшихся в Казахстан из стран с высоким уровнем террористической активности. Она обращает внимание на необходимость применять меры, которые помогут повысить правовую и религиозную грамотность казахстанцев. Эксперт заметила, что конфликтные ситуации в школах по поводу ношения платка возникают из-за официальных требований по соблюдению школьной формы, в которых религиозная атрибутика недопустима.

«Требование по соблюдению школьной формы – не должно быть никакой религиозной атрибутики, поэтому возникают конфликтные ситуации, и они решаются индивидуально», — отметила Асель Рамазан.

С существующим положением дел казахстанские мусульмане мирились много лет. Скандалы из-за недопуска девочек в платках и хиджабах в школы обычно вспыхивали и угасали в начале учебного года. Правозащитник, зампредседателя ОО «Евразийская правозащитная организация» Олжас Билялов рассказывает, что его организация постоянно получает жалобы от родителей на школьную администрацию, детей которых притесняют из-за ношения платка или хиджаба. Чаще всего девочек с покрытой головой не допускают к учебе.

«В 2022 году, когда мы только начали свою работу (по защите прав девочек из мусульманских семей. – Ред.), пришел ответ на запрос от образовательного ведомства, что количество школьниц в платках в Казахстане было две тысячи с лишним, но мы (сотрудники ведомства. – Ред.) так хорошо работаем, что оштрафовали 200 родителей, и теперь в платках в Казахстане есть 173 девочки. Вот это сообщает Комитет по охране прав детей!» — сказал Олжас Билялов. 

Вместе с тем внимание гражданского общества к проблеме привело к тому, что к ответственности стали привлекать «непускающих». Теперь общественники сообщают о редких фактах административных наказаний представителей школ.

«Директора наказали, полицейского, которые не впустили девочку в школу — это на юге было. Также акимат Астаны оштрафовал директора за то, что она не допускала ребенка в школу», – перечисляет правозащитник.

Лидеры «Евразийской правозащитной организации» не хотят половинчатых решений. Они считают, что нужно исключить пункт 13 из внутреннего приказа министра образования «Об утверждении требований к обязательной школьной форме», в котором запрещается религиозная атрибутика в одежде учеников. Олжас Билялов также подчеркивает, что эта норма не соответствует казахстанской Конституции и нормам международного права, которые гарантируют свободу вероисповедания, а также не допускают дискриминации в области образования, в том числе по религиозному признаку.

Юрист и соучредитель фонда «Правовой медиацентр» Гульмира Биржанова представила на круглом столе отчет «Обзор ситуации со свободой вероисповедания с анализом правовых норм РК», подготовленный IWPR совместно с «Правовым медиа-центром» при участии юриста Мереке Габдуалиева. Исследование включало опрос известных экспертов, правозащитников, юристов на тему соблюдения принципа светскости, прав верующих и соответствия Конституции приказа министра образования о требованиях к школьной форме.

«Некоторые ответы были такие: государство должно создавать альтернативы, чтобы сами религиозные объединения могли организовывать школы, где представлялось бы светское образование, но при этом включало бы в себя все ритуалы. Мнение известных юристов: данный приказ противоречит международным стандартам, Конституции. Некоторые эксперты считают, что этот приказ – откровенная борьба с религией, другие – что это вопрос компромиссов. Третьи же говорят, что у данного требования есть законное основание. Мне понравилась фраза одного эксперта: "Иногда невмешательство дает более эффективные результаты, нежели попытки регулировать и вмешиваться"», — поделилась Гульмира Биржанова.

По результатам исследования, эксперты предложили четко прописать в законодательстве право человека либо учащегося и работника на ношение религиозной одежды, в том числе головного убора по религиозным соображениям.

«Казахстан – светское государство по Конституции. Но если государство с помпой проводит ауызашар в Акорде, при этом запрещая девочкам ходить в хиджабе, это не совсем правильный подход со стороны государства», — сказала Гульмира Биржанова.

Редактор кросс-медийной платформы Men media.kz Жазира Букина в свою очередь высказала мнение, что власти должны обратить внимание на эмиграцию молодых семей с детьми в разные страны из-за притеснений школьниц по религиозному принципу. По ее словам, верующие казахстанцы часто выбирают для переезда Турцию, страны Европы и соседние государства, где вопрос ношения платков в школе решен и не вызывает конфликтов.

«Платок в школе не радикализирует общество. Кыргызы разрешили носить платки девочкам – как они были толерантными, так такими и остались. Опыт России тоже показывает, как государство проявляют большую гибкость. Как невозможно заставить солнце взойти на западе, так и невозможно заставить человека перестать исповедовать свою религию. Мы сейчас единственная страна, которая проблему делает из платков», — утверждает Жазира Букина.

Представитель Ассоциации экспертов в сфере религии Ержан Байбол говорит, что ситуация во всех школах страны неодинакова. Существуют учебные заведения, где соблюдается права детей и родителей на свободу вероисповедания.

«Есть государственные школы, которые беспрепятственно посещают дети в платках, с покрытыми частями тела согласно вере, при этом они соблюдают все требованиям к школьной форме. Они не испытывают оскорблений или унижений по религиозным признакам», — отмечает эксперт и добавляет, что в других школах имеются серьезные недостатки.

«Следовательно, вопрос не в легитимности приказа министра (о школьной форме – Ред.). Проблема заключается в недостаточном разъяснении государственной политики в сфере религии, ее следует правильно доносить», — сказал Ержан Байбол.

Руководитель программ ЮНИСЕФ по образованию Татьяна Адерихина обратила внимание на права ребенка на образование и право детей использовать свой язык, культуру и религию, которые рассматриваются в Конвенции о правах ребенка и которые должны взаимодополнять друг друга. Эксперт подчеркивает, что международные подходы предполагают беспрекословную реализацию прав на образование. По ее мнению, при обсуждении вопроса ношения платка в школах важно выслушать позицию педагогов.

«Сегодня вы больше представляли опыт прилегающих к нам соседних стран. Но есть еще опыт других стран, которые, наоборот, борются с тем, чтобы не было уголовного преследования за неношение головных уборов или других религиозных атрибутов, которыми пользуются ученики или в обществе. Поэтому здесь нужно будет смотреть, насколько быстро страна может двигаться в этом направлении, чтобы не прийти к другим экстримам, которые тоже могут быть нехорошим примером преследования», — сказала Татьяна Адерихина.

Эксперт считает важным провести более глубинное исследование, чтобы рассмотреть отношение к вопросу о религиозной одежде представителей разных конфессий Казахстана. Адерихина отмечает, что при поиске решений важно не нарушать свободы выбора ребенка, чтобы исключить принуждений к чему-либо, при этом нельзя ограничивать ребенка в получении образования.

«Нужно рассматривать разные формы обучения, чтобы ребенок мог социализироваться. Сейчас важно уделять внимание развитию и других навыков у детей – мягких навыков, которые бы помогали им делать правильный выбор в их жизни», — отметила Татьяна Адерихина.

Оптимизм в дискуссию внес представитель Духовного управления мусульман Казахстана Нурлан Кайрбеков. Он сообщил, что ДУМК разрабатывает концепцию наиболее приемлемой модели платка для ношения в школах. По его мнению, важно учитывать, что число приверженцев ислама в Казахстане растет в том числе за счет возвращения на историческую родину этнических казахов из Китая, Узбекистана, Турции.

«Они везут с собой ислам. Я не раз слышал, что в Казахстане 80 и выше процентов – это мусульмане. Это говорит о том, что мы должны смягчать отношение к таким вещам, как ношение платков и так далее. Мы ношение платков поддерживаем, но важно, чтобы их стиль не переходил традиционных граней. Мы сейчас над этим работаем, встречаемся с уполномоченными людьми. Думаем, что все-таки мы придем к положительному результату», — сказал Нурлан Кайрбеков.

В случае, если ношение платков и хиджабов в школах будет официально разрешено, представитель Центра исследования религий Астаны Али Сейдуллаев предложила обратить внимание на возможные риски возникновения конфликтов среди детей.

«Важно предотвращать случаи, когда бы дети, придерживающиеся норм ислама, притесняли детей, не разделяющих их религиозные взгляды или придерживающихся другой религии, называя их заблудшими, неверными и так далее», — сказал Сейдуллаев.

Прошедший круглый стол впервые собрал все заинтересованные стороны, правда, министерство просвещения на приглашение организаторов тогда не откликнулось. Представитель государственного Национального центра по правам человека Сабыржан Сейтжанов воздержался от оценок обсуждаемых тенденций. В своем кратком выступлении он лишь отметил необходимость общественной дискуссии.

«Возможно, кому-то кажется, что этот вопрос не очень важен, но, если посмотреть вглубь, в нем есть и вопросы миграции, и вопросы национальной безопасности, и экономические вопросы. Поэтому его важно активно обсуждать, чтобы принять взвешенное решение», — высказал свое мнение Сейтжанов.