Не будите улей - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+3 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не будите улей

Не будите улей

Стихийные рынки Алматы – особая головная боль городской администрации. Вот уже десять лет местные власти думают над тем, как безболезненно для горожан преобразить их в цивилизованные торговые центры.

  • 29 Октября 2012
  • 2551
Фото - Caravan.kz

За эти годы подлежавшие сносу “барахолки” выросли в несколько раз и сейчас пригрели под своим крылом более 180 тысяч самозанятых граждан. Любые попытки лишить этих людей куска хлеба, пусть даже временно, рискуют закончиться социальным взрывом с непредсказуемыми последствиями. О том, как найти выход из этого тупика, общественные деятели и представители акимата говорили в ходе очередного заседания Клуба Института политических решений (КИПР).

Красота требует жертв

Тон дискуссии задал первый заместитель начальника Алматинского городского управления архитектуры и градостроительства Жанат Айтлеу. Он сообщил, что на территории мегаполиса действуют 74 рынка, из них 40 требуют реконструкции, а остальные 34 – ликвидации, так как полностью или частично находятся в пределах “красных линий” и в зоне отчуждения инженерных коммуникаций. При этом большинство рекомендованных к сносу рынков располагаются вдоль Северного кольца. По словам чиновника, у половины из них в скором времени истекают сроки договоров аренды, а некоторые просто захватили не принадлежащие им участки – по ним сегодня идут судебные дела. Владельцам рынков уже выданы уведомления об освобождении территорий до “красных линий” улиц и архитектурно-планировочные задания для проектирования торговых комплексов и подземных автопаркингов.

— Мы хотим разгрузить улицы в районе Северного кольца, т.к. сегодня въезд и выезд из города очень затруднены. Рынки, которые находятся в пределах “красных линий” частично, имеют право на реконструкцию, но те рынки, которые находятся там полностью, должны быть однозначно закрыты. Их пока не закрывают, они будут работать до тех пор, пока торговцам не будут предоставлены рабочие места. Мы не говорим о том, чтобы все рынки были крытыми. Есть восточные рынки, которые торгуют в летнее время, они могут запроектировать свои торговые центры частично открытыми, частично закрытыми. Но торговать под открытым небом зимой они не будут, – пояснил Ж.Айтлеу.

С чиновниками из акимата солидарны многие алматинцы. Проведенный недавно ИПР соцопрос городских жителей показал, что недоминантное большинство (39,5%) одобряют снос, 26,4% выступают против этого, четверть респондентов выразили безразличие, ответив “меня это не интересует”, и наименьшая доля (9,2%) затруднилась дать какой-либо ответ. В целом к грядущим изменениям горожане относятся скорее позитивно, чем негативно. Что же касается возможных последствий, то большинство в качестве основных из них называют “увеличение безработицы” (23,3%) и “рост протестного потенциала” (17,1%). В пределах 11-12% отмечаются такие последствия, как “уменьшение количества некачественного и контрафактного товара”, “освобождение выездной/въездной магистрали на случай ЧС”, “создание цивилизованных условий торговли”, “уменьшение предложения на рынке/удорожание товаров”.

Интересно, что никто уже не пытается выяснить, при каком акиме и на каком основании выдавались в свое время разрешения на существование неугодных сегодня рынков. Сотрудники акимата, принимавшие участие в заседании КИПР, тоже старались обойти стороной подобные вопросы. Известно лишь, что сеть торговых рынков создавалась в 1980-1990 годах стихийно, без соблюдения правил градостроительства и санитарии.

Только в 2005-2008 годах многие торговые рынки стали активно менять свои форматы, отмечает вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева. – Хотя численность торгующих при этом не уменьшилась, а, наоборот, уплотнилась, в связи с чем цены за аренду резко увеличились, что повлекло за собой и повышение стоимости товара.

— В рамках Центральной Азии Всемирный банк проводил анализ ситуации и предложил следующее. Вместо того, чтобы относиться к базарам как к маргинальным аспектам современной рыночной экономики, государственные органы должны способствовать развитию и укреплению базаров, принимая во внимание, что последние вносят значительный вклад в экономический рост, обеспечение занятости и борьбу с бедностью. Действительно, без хорошо функционирующих базаров издержки торговли и цены на товары были бы значительно выше, а ассортимент и объемы торговли значительно ниже. Вкратце можно сказать, что без них население стран было бы гораздо беднее. Это мы с вами прошли на собственном опыте, ведь благодаря базарам мы смогли пережить кризисный период, – подчеркнула эксперт.

Снести нельзя оставить

Сегодня сложно найти алматинца, которого бы не раздражала обстановка вечного хаоса на “барахолке”: теснота, пробки, антисанитария, криминал… Делать покупки в таких местах не только неудобно, но и небезопасно, поскольку слишком велик риск отравиться местным фаст-фудом, оказаться ограбленным, обсчитанным или покалеченным грузовыми тележками. Тем не менее это одно из самых популярных мест в городе, источник дохода для тысяч семей.

— 180 тысяч человек, работающих там, обслуживают город с полуторамиллионным населением, – констатирует член президиума ОСДП Петр Своик. – А если мы с вами проведем социологический опрос о том, кто из нас отоваривается или когда-то отоваривался на рынках, то все поднимут руки. Это место, где делает покупки большое количество людей, с ним в той или иной степени связан бюджет любого алматинца, за исключением 5% горожан, являющихся особо состоятельными.

— Если посмотреть бизнес-модель наших рынков, то это не только 1,5-миллионное население Алматы – туда оптовики со всего Казахстана ездят. Поэтому здесь цепочка пролонгированная: любое повышение цен ударит по населению всех регионов. А в областях ситуация еще хуже, – предупреждает модератор КИПР Ерлан Смайлов.

Поэтому нельзя рассчитывать на то, что торговцы рынков спокойно разойдутся по домам после того, как их рабочие места пойдут под снос. Если регулярные стычки арендаторов с хозяевами рынков зачастую приводят к многодневным бунтам, бойкотам и даже попыткам самосожжения, то несложно догадаться, во что может вылиться их массовое увольнение. Тем более что никто пока не обещает трудоустроить этих людей, не говоря уже о возмещении вложенных в бизнес средств. По некоторым данным, стоимость одного торгового контейнера варьируется от 10 до 70 тысяч долларов в зависимости от места расположения, аренда торгового места – от 50 до 200 тысяч тенге и выше, плюс сам товар, который “челночники” везут из других стран. Возместить такой ущерб всем оставшимся без работы мелким предпринимателям городской бюджет вряд ли сможет. “А все, что происходит в Алматы, влияет и на регионы страны, – убеждена Ж.Ажибаева. – Если этот процесс будет осуществляться в Алматы неправильно, то считайте, и в других регионах он тоже будет проходить со всеми ошибками. Обозначенные ожидания бизнеса должны быть серьезно проработаны с банковской системой, с контрольно-надзорными органами. Также необходимо работать с индивидуальными предпринимателями, которым это предстоит на себе пережить”…

— Если снесут рынок, то это будет катастрофа! – говорит Светлана Г., 40 лет (рынок “Глория”) – Куда мне податься? Как кормить и одевать своих детей? Женщина с соседнего контейнера, когда услышала про снос, прямо так и сказала, что будет здесь ночевать, но снести не даст. А если будут брать силой, то обольет себя бензином и подожжет. Здесь вся ее семья трудится. Я сама лично уже более десяти лет работаю здесь, вначале как продавец, теперь сама арендую и вожу товар из Бишкека. Можно сказать, что мой бизнес только начал налаживаться. Я до последнего буду биться за него. И таких, как мы, здесь много.

— Я недавно приехал из Тараза, – рассказывает Алмаз Б., 25 лет (рынок “Кулагер”). – Там работы нет. А я женился недавно, сыну год. Занял у родственников деньги и взял в аренду несколько обувных полок и товар. Пока торговля идет плохо, но говорят, что не сезон. Слышал про снос, но не думаю, что это когда-нибудь случится. Слишком много людей против этого. Конечно, я не стану драться за это место, но если люди соберутся на митинг, я тоже пойду с ними за компанию.

Даже если индивидуальным предпринимателям взамен будут предложены места в новых торговых центрах, построенных на месте стихийных рынков, все равно социального напряжения среди населения не избежать, потому как их строительство займет несколько лет. Примечательно, что и свободных торговых площадей, куда можно было бы временно перевести людей, в городе попросту нет. Слухи о переносе барахолки в г.Капчагай пока не подтвердились. При самом лучшем раскладе и грамотном подходе переезд стихийных рынков в цивилизованные торговые дома займет как минимум 10-15 лет. Для сравнения Ж.Ажибаева привела пример того, как перемещали один из рынков Франции с центра города на окраину. Этот процесс длился в течение 12 лет. “Мы думали о том, чтобы ни один бизнесмен не потерпел крах”, – объяснили столь длительный переезд местные власти…

Кроме того, следует учитывать, что при смене адреса торговых точек поднимется цена за их аренду: “она вырастет в 1,5 раза, однозначно”, – прогнозирует представитель Ассоциации торговых предприятий. Естественно, что это еще один и достаточно серьезный повод для недовольства граждан.

Кто ответит за базар?

И все же плюсы, которые несет в себе усовершенствование алматинских рынков, преобладают над минусами. Ведь помимо нелегальной торговли, отсутствия цивилизованных условий, загруженности дорог, нелегальной миграции, преступности, борьбы за территорию существует и угроза здоровью людей. Как поведал представитель городского маслихата Сеильбек Калаков, недавно представители управления здравоохранения г. Алматы в рамках программы “Саламатты кала” провели бесплатный медосмотр на рынках города. Его результаты шокировали экспертов: 100% женщин оказались нездоровыми. Из 1000 человек 60 больны туберкулезом и венерическими заболеваниями. “На алматинской “барахолке” самое большое скопление людей, мы все туда ходим, это может стать источником многочисленных инфекций. Поэтому приведение базара в соответствие с нормами – это социально важный момент”, – уверен С.Калаков.

— Мы все понимаем, что настало время кардинально менять ситуацию. Но мы должны признать, что к этому не готовы, – заявил директор рынка “Арал” Ерлан Канапияев. – Народ не даст закрыть рынок, последствия будут плачевными. На сегодняшний день нет связи между банками, акиматом и торговцами. Мы недавно встречались с работниками акимата, получили разрешение на строительство рынка. Но чтобы построить один торговый центр, необходимо 50-100 млн. тенге. Значит, нужны кредиты, которыми многие из нас не обеспечены.

— Здесь нужно говорить и об ответственности самих руководителей рынков, – резонно заметил заместитель начальника управления внутренней политики г. Алматы Айдар Есенбеков. – В свое время было озвучено требование об обустройстве, парковке и т.д., но они не выполнили свои обязательства, а сегодня требуют от государства помощи – это несправедливо.

— Поэтому надо поставить вопрос о национализации какой-то части рынков, – предложил П.Своик. – Выкупить их назад, а торговые места создать таким образом, чтобы потом владелец этих территорий и павильонов не “отбивал” всю жизнь эти 100 млн. долларов, которые он туда вложил. Есть торговля, которая должна делаться на свой страх и риск, под свои инвестиции, и город должен давать им землю. Город должен взять на себя обустройство неких территорий, тем более что “красные линии” надо соблюдать, дороги расширять, нормальные павильоны надо строить – это должен делать город. Введите туда частные инвестиции, частную инициативу – ровно столько, сколько надо, чтобы это окупалось, по крайней мере; город должен взять на себя контроль над ценами.

По мнению Ж.Ажибаевой, чтобы процесс был менее болезненным, необходимы также программа по переводу торговых рынков на новые места дислокации, переход на новые форматы; финансовая поддержка участников программы; реально существующие рабочие места для молодежи и лиц среднего возраста; возможность раннего выхода на пенсию лицам предпенсионного возраста; упрощенная процедура и сокращение числа разрешений при оформлении документов на новый вид деятельности или местоположения; банковские каникулы по кредитам для заемщиков; выкуп частных земельных участков согласно законодательству РК; возмещение убытков и потерь бизнеса.

Хочется надеяться, что прошедшая дискуссия принесет реальную пользу, и чиновники от акимата примут во внимание замечания независимых экспертов. Тем более что первые шаги в этом направлении уже сделаны: по результатам обсуждения акимат г.Алматы и Ассоциация торговых предприятий Казахстана договорились заключить меморандум о совместной работе по вопросам переноса рынков, а также о создании рабочей группы по решению поднятых проблем.

Источник: Сауле Исабаева, Central Asia Monitor